Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 23–25 журнала.
Начнем с того, что новым Законом «О борьбе с коррупцией» сохранена необходимость подписания обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений (далее – обязательство) и оставлены без изменений основания и порядок подписания обязательства.
Как и прежде, обязательство должны подписывать лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица (кандидаты на должность государственного должностного лица), а в некоторых случаях – лица, которые уже занимают должность государственного должностного лица.
Справочно:
c 23 января 2016 г. утратил силу Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее – прежний Закон «О борьбе с коррупцией»). С 24 января 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – новый Закон «О борьбе с коррупцией»).
Подписываем новое обязательство
Следует обратить внимание кадровой службы на тот факт, что все лица, которые на момент вступления в силу нового Закона «О борьбе с коррупцией» (24 января 2016 г.) занимали должность государственного должностного лица и уже подписали обязательство по прежнему Закону «О борьбе с коррупцией», должны подписать обязательство в соответствии с требованиями нового Закона «О борьбе с коррупцией» (далее – новое обязательство).
Срок со дня вступления в силу нового Закона «О борьбе с коррупцией», в течение которого наниматели должны обеспечить подписание нового обязательства лицами, занимавшими на 24 января 2016 г. должность государственного должностного лица, новым Законом «О борьбе с коррупцией» не установлен.
ЭТО ВАЖНО! С учетом сложившейся практики предлагаем руководствоваться понятием разумного срока, который должен учитывать количество работающих в конкретной организации государственных должностных лиц и иные объективные причины, которые влияют на возможности конкретного нанимателя обеспечить подписание государственными должностными лицами в определенные сроки нового обязательства.
Свое согласие на соблюдение ограничений, включенных в новое обязательство, кандидат на должность государственного должностного лица (государственное должностное лицо) обязан (обязано) дать путем проставления подписи на новом обязательстве.
Отказ кандидата на должность государственного должностного лица от подписания нового обязательства по-прежнему является основанием для отказа в назначении на соответствующую должность.
При отказе государственного должностного лица, подписавшего обязательство по прежнему Закону «О борьбе с коррупцией», от подписания нового обязательства наниматель обязан лишить это лицо статуса государственного должностного лица, например, освободив его от занимаемой должности путем перевода (с его согласия) на должность, не являющуюся должностью государственного должностного лица, либо путем увольнения (по соглашению сторон либо по другим основаниям).
С 24 января 2016 г. увольнение государственного должностного лица за неподписание нового обязательства может производиться по п. 5 ст. 47 ТК.
Обязательство подлежит хранению в личном деле государственного должностного лица, как того требует п. 7 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2.
Образец обязательства по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Составляем новое обязательство
Образец обязательства по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
При подготовке формы нового обязательства необходимо учитывать, что согласно ст. 16 нового Закона «О борьбе с коррупцией» государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона «О борьбе с коррупцией», однако при этом:
– одни ограничения, установленные ст. 17 нового Закона «О борьбе с коррупцией», являются общими для всех государственных должностных лиц, а другие обязательны лишь для отдельных категорий государственных должностных лиц;
– ограничения, установленные ст. 18, 19 и 20 нового Закона «О борьбе с коррупцией», обязательны только для тех категорий государственных должностных лиц, которые прямо перечислены в этих статьях Закона.
Справочно:
форма нового обязательства законодательно не определена. Документ каждая организация должна разрабатывать самостоятельно.
Перечень ограничений, вытекающих из требований ст. 17–20 нового Закона «О борьбе с коррупцией» и обязательных для конкретного государственного должностного лица, зависит:
– от формы собственности организации, в которой предусмотрена должность государственного должностного лица;
– наименования конкретной должности государственного должностного лица;
– наличия у конкретной должности государственного должностного лица признаков должности государственной службы.
С учетом требований ст. 16–20 нового Закона «О борьбе с коррупцией» рекомендуется разработать несколько форм нового обязательства для государственных должностных лиц, не занимающих должности государственной службы:
– одну общую форму нового обязательства для государственных должностных лиц государственной организации;
– 3 специальные формы нового обязательства для лиц, занимающих в государственных организациях должности:
руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций;
заместителей главных бухгалтеров организаций;
руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и заместителей главных бухгалтеров обособленных подразделений организаций;
– одну общую форму нового обязательства для государственных должностных лиц негосударственных организаций;
– 2 специальные формы нового обязательства для лиц, занимающих в негосударственных организациях должности:
руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров организаций;
заместителей главных бухгалтеров организаций.
В соответствии с частью первой ст. 252 ТК, ст. 44, 51 ГК, абз. 8 ст. 1 нового Закона «О борьбе с коррупцией», п. 6 Общих положений ЕКСД:
– организация – это юридическое лицо;
– руководитель организации – это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (генеральный директор, директор, заведующий, начальник, председатель, управляющий, глава, ректор, главный врач и др.);
– не являются руководителями организаций иные руководящие работники организаций, осуществляющие организационно-распорядительные функции применительно к организациям, их структурным и обособленным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.
Следует отметить, что лица, подписавшие новое обязательство общей формы, при переводе на должность государственного должностного лица, для которой утверждена специальная форма нового обязательства, до занятия соответствующей должности обязаны подписать специальную форму нового обязательства (например, начальник отдела государственной организации, подписавший новое обязательство общей формы, при переводе на должность заместителя руководителя организации обязан подписать обязательство специальной формы для лиц, занимающих такую должность).
Для государственных должностных лиц, занимающих должности государственной службы, необходимо разработать отдельные формы нового обязательства.
Руслан Киеня, юрист
(Продолжение следует.)
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).