Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Привлечение руководителя к дисциплинарной ответственности

Цели принятия Декрета № 5:

– повышение эффективности хозяйствования;

– обеспечение надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности;

– повышение качества продукции (работ, услуг);

– совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров.

Документ: Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

Меры дисциплинарной ответственности могут применяться к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, правомочными органами (руководителями) самостоятельно или по письменному требованию:

– государственного органа (организации) – в отношении работников органов и организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) этого государственного органа (организации);

– облисполкома или Минского горисполкома – в отношении работников организаций государственной и частной формы собственности, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

– иного уполномоченного в соответствии с законодательством на проведение проверок государственного органа (организации) (п. 5 Декрета № 5).

Полномочия исполкомов в сфере привлечения к дисциплинарной ответственности

Органам местного управления и самоуправления Декретом № 5 делегированы полномочия в сфере привлечения к дисциплинарной ответственности работников государственных органов и организаций.

Чтобы гармонизировать нормы Декрета № 5 и законодательства, регулирующего деятельность органов местного управления и самоуправления, Законом № 348-З в Закон № 108-З внесены дополнения, уточняющие полномочия местных органов.

Документ: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 108-З).

Документ: Закон Республики Беларусь от 04.01.2016 № 348-З «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее – Закон № 348-З).

Законом № 348-З расширены полномочия исполкомов, местных администраций. В частности, исполкомы и местные администрации имеют право предъявлять письменные требования о привлечении к дисциплинарной ответственности работников соответствующих органов и организаций:

– исполкомы областного уровня (областные, Минский городской исполкомы) – нанимателям работников нижестоящих органов и расположенных на их территории организаций (абз. 3 п. 2 ст. 1 Закона № 348-З);

– исполкомы базового уровня (городские (городов областного подчинения), районные исполкомы) и первичного (городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы) – нанимателям работников нижестоящих органов и расположенных на их территории организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности этой административно-территориальной единицы (абз. 4 п. 3, абз. 4 п. 4 ст. 1 Закона № 348-З);

– местные администрации – нанимателям работников подчиненных организаций, расположенных на их территории (абз. 4 п. 5 ст. 1 Закона № 348-З).

ЭТО ВАЖНО! За неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом надлежащим образом оформленного требования контролирующего органа предусмотрено привлечение к ответственности в виде предупреждения или наложения штрафа до 20 базовых величин (ст. 23.1 КоАП).

Документ: Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Согласование кандидатов, назначаемых на руководящие должности

Законом № 348-З дополнены полномочия председателя исполкома базового уровня и главы местной администрации по согласованию кандидатов, назначаемых на руководящие должности (за исключением отдельных должностей) в расположенных на соответствующей территории организациях либо их структурных подразделениях, ранее уволенных по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения, в течение 5 лет после такого увольнения.

Справочно: руководящая должность – это должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности (п. 9 Декрета № 5).

Напоминаем, трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения (п. 6 Декрета № 5):

– неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

– однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей;

– прогул, в т.ч. отсутствие на работе более 3 ч в течение рабочего дня без уважительных причин;

– появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

– распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

– совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

– нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников и т.д.

Порядок согласования назначения на должность

Порядок согласования назначения на должность уволенных по дискредитирующим основаниям лиц регламентирован Положением о согласовании.

Документ: Положение о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68 (далее – Положение о согласовании).

Для согласования назначения лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящую должность организация представляет председателю исполкома:

– письменное мотивированное ходатайство организации;

– характеристики лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, с предыдущих мест работы за последние 5 лет (п. 3 Положения о согласовании).

Помимо характеристик к ходатайству по инициативе подписавшего его руководителя организации могут быть приложены иные документы, подтверждающие необходимость назначения лица на руководящую должность или содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения о согласовании. В ходатайстве следует указать:

– данные о лице, уволенном по дискредитирующим обстоятельствам, претендующем на занятие руководящей должности;

– обоснование необходимости назначения его на эту должность;

– сведения о его работе в прошлом, которые отражаются на основании записей трудовой книжки, иных документов о работе (службе) (п. 4 Положения о согласовании).

Характеристика лица, уволенного по дискредитирующим обстоятельствам, претендующего на занятие руководящей должности, с предыдущих мест работы должна содержать информацию о его деловых и личностных качествах, организаторских способностях, результатах работы, причинах прекращения (расторжения) трудового договора (контракта), привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности.

Характеристику подписывает руководитель организации, в которой работал работник, с указанием даты и проставлением печати организации (п. 4 Положения о согласовании).

Таким образом, принятие Закона № 348-З унифицировало законодательство в сфере привлечения к дисциплинарной ответственности и назначения руководителей, а также расширило и уточнило полномочия органов местного управления и самоуправления и должностных лиц.

 

Александр Пуп,
магистр юрид. наук, юрист-лицензиат

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.