Изменения в Закон о внешней трудовой миграции разработаны в целях устранения пробелов и противоречий, выявленных при анализе практики применения положений белорусского законодательства в сфере внешней трудовой миграции. Принятие поправок направлено на защиту отечественного рынка труда, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь и иностранцев, а также на противодействие незаконной миграции. Об основных нововведениях мы расскажем в данной статье.
Основные новшества касаются определений терминов, приведенных в ст. 1 Закона о внешней трудовой миграции.
Так, детализирован термин «наниматель Республики Беларусь» – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иностранная организация, осуществляющая наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, которым законодательством Республики Беларусь предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Таким образом, из категорий лиц, которым предоставлено право привлекать иностранную рабочую силу, исключены нерезиденты Республики Беларусь, кроме представительств иностранных организаций, привлекающих иностранных граждан, не имеющих разрешений на постоянное проживание (далее – иностранцы), для работы в своих представительствах.
В настоящее время наличие в Республике Беларусь представительства иностранной организации автоматически влечет обязанность головной компании оформлять своих работников с учетом требований Закона о внешней трудовой миграции, независимо от того, направляется ли иностранец для работы в представительство либо выполняет в Беларуси иную трудовую функцию, не связанную с деятельностью представительства.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о внешней трудовой миграции).
ЭТО ВАЖНО! С 15 июля 2016 г., если иностранец будет направлен головной компанией для выполнения трудовой функции в Беларуси, например для выполнения работ в рамках стройплощадки, на него не будет распространяться действие Закона о внешней трудовой миграции и соответственно в отношении его не нужно будет оформлять специальное разрешение.
Также введено понятие «высококвалифицированный работник» – иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь.
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
С 15 июля 2016 г. наниматели Республики Беларусь, планирующие привлекать более 10 иностранных граждан, освобождаются от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в следующих случаях:
– при использовании труда высококвалифицированных специалистов;
– в случае, когда иностранец привлекается как руководитель коммерческой организации, в создании которой он участвовал как собственник имущества, учредитель, участник.
Также уточнено, что в случае выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя организации, в создании которой он участвовал (как собственник имущества, учредитель, участник), специальное разрешение выдается без заключения органа по труду, занятости и социальной защите о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Беларуси.
Внесение вышеперечисленных изменений направлено в первую очередь на создание условий по привлечению в Беларусь высококвалифицированных специалистов из числа иностранцев, а также иностранцев, учреждающих в Республике Беларусь коммерческие организации.
Также дополнен перечень обязанностей нанимателя Республики Беларусь, предусмотренных Законом о внешней трудовой миграции, расширен перечень отношений, связанных с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Беларуси иностранцами, на которых не распространяется действие
Закона.
Из сферы действия Закона о внешней трудовой миграции исключены иностранцы, получающие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по получаемой специальности, а также иностранцы, получившие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации.
При приеме на работу вышеназванных лиц нанимателю не требуется получать разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также специальное разрешение.
Дополнительные основания для отказа в выдаче специальных разрешений и основания для их аннулирования
Законом о внешней трудовой миграции определены дополнительные основания для отказа в выдаче разрешений и специальных разрешений, а также основания для их аннулирования. Эти дополнения в целом связаны с миграционной обстановкой в мире и направлены в первую очередь на предупреждение появления дестабилизирующих общественный порядок факторов и охрану национального рынка труда.
Например, специальное разрешение может быть аннулировано в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также если иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 и более раз) в течение 1 календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.
Таким образом, внесенные изменения и дополнения в Закон о внешней трудовой миграции позволят, с одной стороны, стимулировать привлечение отдельных категорий работников из числа иностранцев, в которых заинтересована Беларусь, а с другой – своевременно реагировать на изменение миграционной ситуации в мире и не допустить на белорусский рынок труда нелегальных мигрантов.
Ольга Мещерякова, юрист