Прием на работу согласно квалификационным требованиям
ТК обязывает нанимателя требовать при приеме на работу у лица документы, необходимые для заключения трудового договора (п. 1 части первой ст. 54 ТК). В их числе документ об образовании (об обучении), подтверждающий право на выполнение данной работы* (п. 3 части первой ст. 26 ТК), и трудовая книжка (п. 2 части первой ст. 26 ТК).
__________________________
* Эти документы в первую очередь являются документами, подтверждающими освоение определенной образовательной программы (ст. 98 КоО), а также основанием для трудоустройства (ст. 100 КоО).
Уровень образования, при необходимости – профиль (направление) образования, специальность, рекомендуемые требования к стажу работы, необходимые для выполнения возложенных на работника должностных обязанностей, если иное не установлено законодательством, предусмотрены в разделе «Квалификационные требования» квалификационных характеристик (п. 9 Общих положений ЕКСД).
Норма п. 3 части первой ст. 19 ТК определяет трудовую функцию, норма части второй ст. 61 ТК – тарификацию работ. В целом эти нормы актуальны в большей степени для определения содержания трудовых (должностных) обязанностей, чем квалификационных требований как таковых.
Исключения при приеме на работу установлены для государственных служащих (для присвоения квалификационной категории образование обязательно, исключения сделаны в отношении стажа (п. 20 Общих положений ЕКСД)).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – КоО).
Для рабочих специальностей работает другой принцип – прием на работу без квалификации, но с предварительным обучением**. В исключительных случаях допускается присвоение разрядов по профессиям, по которым в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС требуется среднее специальное образование, рабочим, не имеющим такого образования, но обладающим требуемым уровнем знаний и высоким профессиональным мастерством (п. 25 Общих положений ЕТКС).
__________________________
** В частности, это подтверждается косвенно п. 2 Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101.
На должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять а работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, и при этом обязательно учитываются следующие факторы (п. 12 Общих положений ЕКСД):
– уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация;
– наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации);
– специальные знания и деловые качества;
– опыт работы по соответствующему направлению деятельности;
– инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Некоторые должности, по которым установлены дополнительные квалификационные требования, помимо тех, которые установлены п. 12 Общих положений ЕКСД, приведены в таблице.
Исключения, закрепленные в п. 12 Общих положений ЕКСД, не применяются в отношении тех должностей, чьи квалификационные характеристики не включены в ЕКСД (п. 11 Общих положений ЕКСД), а именно:
– государственные должности государственных служащих, правовой статус которых регулируется Конституцией Республики Беларусь и нормами специальных законодательных актов Республики Беларусь;
– государственные должности государственных служащих, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь назначаются (проходят согласование) Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь;
– должностей служащих, которые избираются либо утверждаются коллегиальным органом;
– руководителей и специалистов, должностные обязанности которых регламентируются специальными нормами законодательства.
Дополнительные квалификационные требования, устанавливаемые нанимателем
При приеме служащего на работу (переводе его на другую должность) наниматель может устанавливать дополнительные требования к образованию, наличию степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), а также к опыту и стажу работы в зависимости от вида экономической деятельности организации (структурного подразделения), особенностей организации труда, характера трудовой функции и других факторов (п. 9 Общих положений ЕКСД).
В отношении руководителей хозяйственных обществ определено, что требования к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов могут быть установлены (в части, не урегулированной уставом) локальным нормативным правовым актом, утвержденным общим собранием участников общества либо его советом директоров (наблюдательным советом) (часть седьмая ст. 54 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).
По сложившейся практике, в такой ситуации решение принимает наниматель (т.е. применяется аналогия п. 12 Общих положений ЕКСД).
Cлучаи, когда трудоустройство практикантов прямо предусмотрено в законодательстве
В законодательстве предусмотрена преддипломная практика студентов вузов на вакантных должностях, при прохождении которой практиканты, получающие высшее образование по специальностям 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия», допускаются к участию в оказании медицинской помощи (на основании трудового договора) на должностях служащих со средним специальным медицинским (фармацевтическим) образованием после окончания 3-го курса (подп. 2.1 постановления № 143). Во время прохождения преддипломной практики учащийся, осваивающий содержание образовательных программ среднего специального образования, при наличии вакансий по получаемой им специальности может быть принят на работу (п. 24 Положения № 941).
Несколько мнений по одному вопросу
Каковы последствия, если при отсутствии права работать на соответствующей должности наниматель все-таки принял работника? Подлежит ли прекращению за нарушение установленных правил приема на работу заключенный трудовой договор согласно п. 3 ст. 44 ТК?
В юридической литературе высказывается мнение, что такая ситуация не влечет автоматического прекращения трудового договора, а также признания его недействительным (ст. 22 ТК). При применении административной ответственности в виде штрафа за иные нарушения законодательства о труде (ч. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)) в качестве обязательного условия необходимо наличие причиненного работнику вреда. Для целей административного процесса вред определяется как вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению (абз. 5 ст. 1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)).
При производстве по делу об административном правонарушении подлежат доказыванию характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением (п. 4 ч. 1 ст. 6.2 ПИКоАП). В этих целях необходимо установить не только наличие и характер вреда, но и причинную связь между правонарушением и вредом, его размер, наличие имущества, которое может быть обращено для компенсации морального и физического вреда, возмещения материального вреда. В свою очередь должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано выяснить, причинен ли вред административным правонарушением (абз. 6 ст. 11.6 ПИКоАП). Исходя из этого отдельные специалисты делают вывод, что в подобной ситуации вред работнику не причиняется, и соответственно привлечь уполномоченных должностных лиц нанимателей к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.19 КоАП не представляется возможным.
Оформление приема на работу в порядке исключения
При оформлении приема на работу в порядке исключения в приказе рекомендуем обосновывать наличие исключительных условий (факторов, указанных в п. 12 Общих положений ЕКСД), которые, по мнению нанимателя, позволяют ему принять работника на работу в такой ситуации.
Документы:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» (далее – ЕТКС, Общие положения ЕТКС).
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухучете).
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение о лицензировании).
постановление Минфина Республики Беларусь от 11.11.2009 № 139 «Об установлении финансовых требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и квалификационных требований к их руководителям и сотрудникам».
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2010 № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб» (далее – постановление № 284).
постановление Минздрава Республики Беларусь от 20.09.2012 № 143 «О порядке привлечения обучающихся к участию в оказании медицинской помощи пациентам и занятию деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств, фармацевтических субстанций и лекарственного растительного сырья, и об особенностях прохождения практики студентами учреждений высшего образования, осуществляющих обучение по профилю образования «Здравоохранение» (далее – постановление № 143).
Положение о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2011 № 941 «О некоторых вопросах среднего специального образования» (далее – Положение № 941).
Положение о практике студентов, курсантов, слушателей, утверж-денное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2010 № 860 (далее – Положение № 860).