В законодательстве используются 2 термина: «недопущение к работе» и «отстранение от работы».
Недопущение к работе - это временный отказ от предоставления работнику работы, обусловленной трудовым договором, уполномоченным представителем нанимателя по установленным в законодательстве причинам, которая с началом рабочего дня еще не началась.
Отстранением от работы является временный отказ от предоставления работнику работы (временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей), обусловленной трудовым договором, уполномоченным представителем нанимателя по установленным в законодательстве причинам, когда работник приступил к выполнению трудовой функции с началом рабочего дня.
Отстранение от работы не означает увольнение
Отстранение от работы не прекращает трудового правоотношения с работником, оно лишь временно приостанавливает выполнение работником своих трудовых функций. За время отстранения от работы за работником сохраняются место работы, трудовой стаж, определенные права, обязанности (например, обязанность сохранять коммерческую тайну) и гарантии.
Отстранение следует отграничивать от увольнения, перевода на другую работу.
Главное отличие отстранения от увольнения заключается в том, что при увольнении трудовое правоотношение прекращается, при отстранении - сохраняется. Увольнение влечет за собой расчет с работником, выдачу ему трудовой книжки. При отстранении расчет не производится, запись об отстранении в трудовую книжку не вносится.
Отстранение отличается от перевода прежде всего тем, что при переводе работник осуществляет новую трудовую функцию по прежнему либо по другому месту работы. По общему правилу перевод допускается только с письменного согласия работника. При переводе заключается новый трудовой договор либо вносятся изменения в ранее действовавший. При отстранении работник не допускается к выполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим трудовым договором (контрактом). Кроме того, отстранение отличается от перевода по основаниям и по правовым последствиям.
Отстранение не является дисциплинарным взысканием, так как ни ст. 198 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), ни Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 05.04.2000 № 46, такой меры не предусматривают.
Особенности оплаты труда
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется (часть четвертая ст. 49 ТК).
Однако при отстранении работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой ст. 71 ТК (не менее 2/3 установленной работнику тарифной ставки (оклада)) (часть пятая ст. 49 ТК).
Пособие по временной нетрудоспособности за время отстранения от работы также не выплачивается (подп. 26.4 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290).
Срок отстранения от работы
Отстранение работника от работы в случаях, которые предусмотрены ст. 49 ТК, допускается только на период до устранения причин, послуживших основанием для отстранения.
Так, если работник появился на работе в нетрезвом состоянии,в состоянии наркотического или токсического опьянения, то он должен быть отстранен от работы только на тот день, в который находился в указанном состоянии.
Неправомерным будет являться отстранение такого работника от работы в последующие дни, в т.ч., например, до решения вопроса о применении к нему дисциплинарного взыскания.
Если работник отстранен от работы по причине того, что не прошел проверку знаний и навыков в области охраны труда, то после прохождения такой проверки при положительных результатах он должен быть незамедлительно допущен к выполнению трудовых обязанностей.
Работники, отстраненные от работы по требованию уполномоченных органов или должностных лиц, должны быть допущены к работе после отмены в установленном порядке предъявленных требований.
Ответственность за незаконное отстранение
В случаях незаконного отстранения от работы орган, рассматривающий трудовой спор (суд), восстанавливает работника на прежней работе.
Если суд посчитает невозможным или нецелесообразным восстановление работника по причинам, не связанным с совершением виновных действий работником, он имеет право предложить и с согласия работника возложить на нанимателя обязанность выплатить работнику возмещение в размере 10-кратного среднемесячного заработка (ст. 243 ТК).
Должностные лица, виновные в незаконном отстранении от работы, несут материальную ответственность (ст. 245 ТК).
Должностное лицо, виновное в незаконном отстранении от работы, обязано возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула или выполнения ниже- оплачиваемой работы.
На должностных лиц возлагается обязанность возместить ущерб, если отстранение от работы произведено с нарушением закона (часть первая ст. 245 ТК).
Вред, причиненный гражданину в результате незаконного временного отстранения от должности, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством, - за счет казны административнотерриториальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов уголовного преследования и суда в порядке, установленном законодательными актами (ст. 939 Гражданского кодекса РБ, ст. 460 Уголовно-процессуального кодекса РБ).
Виды отстранения от работы
В зависимости от того, кто инициировал и кто отстранил работника от работы (см. схему), различают:
отстранение работника по инициативе нанимателя;
отстранение работника нанимателем по требованию уполномоченных на это органов и должностных лиц;
отстранение работника непосредственно уполномоченным государственным органом, не являющимся нанимателем, с которым отстраненный работник состоит в трудовых правоотношениях.
Статья 49 ТК не содержит прямого указания на то, что процедура отстранения от работы должна быть осуществлена нанимателем в письменной форме. Однако устное отстранение работника от работы, например, в связи с появлением его на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, может привести (и зачастую на практике приводит) к спорным ситуациям. Именно поэтому нанимателю следует документировать свои действия по отстранению работника от работы.
Шаг 1 . Составляем докладную записку о появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Процедуру отстранения сотрудника от работы начинают с составления докладной записки. Как правило, ее оформляет руководитель подразделения, в котором работает данный сотрудник.
Докладная записка - это не единственный документ, который нужно составить перед тем, как оформить приказ об отстранении работника от работы. Вполне возможно, что работник впоследствии попытается восстановить свои права в суде. Поэтому для доказательства своей правоты нанимателю нужно иметь еще несколько документов.
Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение могут быть подтверждены медицинским заключением и другими видами доказательств, в т.ч. актом, свидетельскими показаниями, которые должны быть оценены судом. Об этом говорится в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде».
Поскольку со свидетелями часто бывают проблемы (уволился, забыл, перепутал и т.д.), наиболее весомыми доказательствами все-таки являются документы - акт или медицинское заключение.
Примерную форму докладной записки об отстранении от работы смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.
Шаг 2. Составляем акт о появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Акт о появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения составляется в произвольной форме.
При этом акт должен содержать следующие сведения: дату и время его составления; фамилию, имя, отчество, должность сотрудника; признаки, свидетельствующие о нахождении в состоянии опьянения; вид опьянения; время отстранения от работы и время направления на медицинское освидетельствование.
Подписать данный акт должен руководитель организации (подразделения) и 2 свидетеля. Акт составляется в день обнаружения нарушения, и с ним должно быть ознакомлено виновное лицо.
Особое внимание в акте следует уделять признакам состояния опьянения, среди которых: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координации движений, неустойчивость, шатающаяся походка и ряд других, которые будут рассмотрены далее.
Признаки наркотического и токсического опьянения разнообразны и зависят от группы наркотических и токсических средств. Первыми признаками таких состояний являются: ускоренная речь, быстрая смена ассоциаций и поверхностность суждений; снижение критики к своему поведению и высказываниям; суженные зрачки и бледность. Поскольку все они могут быть обусловлены просто болезнью, следует описывать состояние работника детально, а лучше всего - прибегнуть к медицинскому освидетельствованию.
По общему правилу с актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. В некоторых случаях целесообразно получить объяснения работника даже тогда, когда состояние опьянения не позволяет ему внятно изложить свои мысли: стиль изложения объяснений, несвязанные формулировки, неконтролируемый почерк впоследствии могут рассматриваться в качестве факта, подтверждающего состояние опьянения.
Если ознакомление работника с актом невозможно в силу того, что он вообще не в состоянии что-либо понимать, то в акте следует указать, что работник не контролировал свои действия и не понимал задаваемых ему вопросов, поэтому ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным. Если же работник отказывается от подписи, то это также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим еще раз поставить свои подписи под такой записью.
Вариант записи в акте при направлении работника на медицинское освидетельствование:
Примерную форму акта о нахождении работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.
Шаг 3. Составляем акт об отказе от ознакомления и подписи акта.
Отказ от ознакомления с актом о появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения можно зафиксировать либо в самом акте или посредством составления отдельного акта.
Примерную форму акта об отказе от ознакомления с актом о нахождении работника на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.
Шаг 4. Издаем приказ об отстранении работника от работы.
Руководитель организации издает приказ (распоряжение) об отстранении от работы работника, появившегося на работе в состоянии опьянения, только в тот рабочий день, когда этот работник появился на работе в таком состоянии.
Отстранение от работы работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в порядке ст. 49 ТК не рассматривается как мера дисциплинарного взыскания, а потому может быть применена наряду с увольнением работника.
Примерную форму приказа об отстранении работника от работы смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Шаг 5. Составляем акт об отказе от ознакомления и подписи приказа.
В случае отказа работника ознакомиться с приказом об отстранении от работы наниматель должен составить об этом акт.
Примерную форму акта об отказе от ознакомления с приказом об отстранении от работы смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Шаг 6. Отмечаем время отстранения в табеле учета рабочего времени.
Законодательством не предусмотрена унифицированная форма табеля учета рабочего времени (за исключением отдельных отраслей экономики), поэтому в организациях может применяться любая форма табеля, удобная нанимателю и позволяющая обеспечивать точный учет использования рабочего времени.
На практике многие организации используют условные обозначения видов затрат рабочего времени для возможного использования в табелях учета использования рабочего времени на основании данных, приведенных в приложении 4 к Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Минстата РБ от 17.09.2001 № 80 (утратила силу в связи с изданием постановления Минстата РБ от 20.08.2008 № 123).
Согласно этим данным отстранение от работы в табеле учета рабочего времени обозначается следующим образом:
Примечание. К другим неявкам без уважительной причины относятся неявки работников, подверженных аресту за административное правонарушение, находившихся в медицинском вытрезвителе, а также человеко-дни работников, не допущенных к работе вследствие появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, употребления наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время.
При этом человеко-дни, в течение которых работник был отстранен (не допущен) от работы по перечисленным причинам, включаются в число дней прогулов только для учета использования календарного фонда рабочего времени.
Если работник некоторое время отработал в течение рабочего дня, то в табеле учета рабочего времени этого работника, отстраненного от работы, указывается фактическое количество отработанного им времени. Например, работник, появившийся на работе в состоянии алкогольного опьянения, через 2 ч после начала рабочего дня был отстранен от работы. В данном случае в табеле учета рабочего времени должно быть указано, что в этот день работник работал 2 ч.
Шаг 7. Направляем работника на медицинское освидетельствование.
Освидетельствование производится в специальных кабинетах наркологических диспансеров, в наркологических кабинетах центральных районных больниц, в приемных отделениях организаций здравоохранения и в госпиталях, в медико-санитарных частях, в медицинских научно-исследовательских организациях, в медицинских научно-практических центрах, в клинике медицинского учреждения образования, в передвижных наркологических пунктах врачами-наркологами и врачами других специальностей, имеющими специальную подготовку по диагностике алкогольного, наркотического и токсикоманического опьянения, круглосуточно (п. 2 Положения о порядке проведения медицинского освидетельствования иных лиц для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсикоманических средств и состояния опьянения, утвержденного постановлением Минздрава РБ от 18.02.2003 № 10) (далее - Положение).
На основании проведенного освидетельствования составляется заключение, в котором характеризуется состояние освидетельствуемого на момент обследования (п. 30 Положения).
Врач составляет протокол освидетельствования по форме, утвержденной Минздравом РБ, в 2 экземплярах. В протоколе излагаются данные, послужившие основанием для вынесения соответствующего заключения. Протокол подписывается врачом и заверяется печатью организации здравоохранения (пп. 11, 12 Положения).
После завершения освидетельствования и заполнения протокола врач обязан сообщить о его результатах освидетельствованному и сопровождающему его лицу. Первый экземпляр протокола выдается сопровождающему лицу, второй - хранится в организации здравоохранения.
При необходимости протокол может быть задержан в организации здравоохранения до получения результатов химико-токсикологического анализа биосред или выслан по почте организации, направившей работника на освидетельствование. Протокол также может выдаваться освидетельствуемому (пп. 33, 34 Положения).
Примечание. Освидетельствование проводится, как правило, на платной основе. Расходы организации на проведение медицинского освидетельствования работника для установления факта употребления им алкоголя включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Единой формы направления на медицинское освидетельствование для выявления состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянения законодательством не предусмотрено. Однако для отдельных работников существуют разработанные формы (например, для водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) разработана форма, содержащаяся в приложении 3 к Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденной постановлением Минздрава РБ от 03.12.2002 № 84)).
Примерную форму направления на медицинское освидетельствование смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Шаг 8. Составляем акт об отказе работника пройти медицинское освидетельствование.
Не следует принуждать работника к прохождению медицинского освидетельствования и тем более применять силу, если он отказывается. Необходимо лишь сделать отметку в акте о появлении на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что работник отказался от освидетельствования.
Отказ работника от прохождения медицинского освидетельствования можно зафиксировать или в акте о появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, или посредством составления отдельного акта.
Шаг 9. Письменное объяснение работника.
Когда протрезвевший сотрудник появится на работе, необходимо затребовать у него объяснительную записку. Объяснения работника - это обязательный элемент наложения должностного взыскания, так как увольнение по ст. 198 ТК является мерой дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка. Кроме того, объяснительная записка будет доказательством в случае возникновения спора, поскольку в ней сам работник вынужден будет признать, что находился в состоянии опьянения.
Примерную форму объяснительной записки о появлении на работе в состоянии алкогольного опьянения смотрите в рубрике ««Полезная документация» на с. 25 журнала.
Шаг 10. Составляем акт об отказе работника дать письменные объяснения.
При отказе работника давать объяснения составляется акт, подписываемый руководителем и 2 свидетелями.
Примерную форму акта об отказе работника дать объяснения по факту дисциплинарного проступка смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
Действия нанимателя при иных видах отстранения от работы
Действия нанимателя при иных видах отстранения от работы схожи с вышеприведенным алгоритмом. Иными видами отстранения от работы могут быть:
-отстранение от работы работника, появившегося на работе в состоянии, связанном с болезнью, препятствующей выполнению работы;
-отстранение от работы работника, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, медицинский осмотр;
-отстранение работника по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством.
Ниже рассмотрим некоторые особенности процедуры оформления отстранения от работы по этим видам.
Процедура оформления отстранения от работы работника, появившегося на работе в состоянии, связанном с болезнью, препятствующей выполнению работы
При вынесении заключения врачебноконсультационной комиссии о временном переводе на другую, более легкую работу работника надо отстранять от работы в силу ст. 49 ТК и предлагать ему другую работу (при ее наличии на предприятии), соответствующую медицинскому заключению, на установленный период с оплатой за выполняемую работу. В случае несогласия работника на такие условия до вынесения соответствующего заключения ВКК к работе его следует не допускать.
Примерную форму приказа об отстранении от работы в связи с болезнью, препятствующей выполнению работы, смотрите в рубрике ««Полезная документация» на с. 26 журнала.
Примечание. Если в соответствии с медицинским заключением сотрудник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4 месяцев либо в постоянном переводе, то при его отказе от предложенных должностей трудовой договор прекращается. Аналогичная процедура действует при отсутствии у данного нанимателя соответствующей работы.
Процедура оформления отстранения от работы работника, не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда, медицинский осмотр
При оформлении отстранения от работы работника, не прошедшего инструктаж, проверку знаний, медицинский осмотр, как правило, неизвестно время устранения обстоятельств, препятствующих допуску работника к работе и соответственно день допуска к работе. Поэтому для данной процедуры характерно издание приказов о допуске к работе.
Примерную форму приказа о допуске отстраненного работника к работе смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26-27 журнала.
Отстранение работника по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством
Государственными органами, имеющими право требовать отстранения работника от работы, являются:
- орган уголовного преследования (прокурор, его заместитель, а также орган дознания и следователь с санкции прокурора) или сул в отношении подозреваемого или обвиняемого (ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса РБ). Право требования отстранения от работы оформляется посредством вынесения соответствующего постановления (определения), которое подлежит немедленному исполнению.
Временно отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право на ежемесячное государственное пособие, если они не занимаются иной оплачиваемой деятельностью. В случае применения в отношении подозреваемого или обвиняемого, временно отстраненных от должности, меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ежемесячного государственного пособия приостанавливается .
Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, а также постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту их работы (службы);
хозяйственный суд в отношении руководителя должника с возложением на временного управляющего управления делами должника и обязанностей его руководителя (ст. 34 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»). Хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.
Определение хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке, в т.ч. руководителем должника;
главные государственные санитарные врачи в отношении лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний (ст. 37, 41 Закона РБ от 23.11.1993 № 2583-Х11 «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»). Эти лица могут быть источником распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой. Следовательно, они переводятся на другую работу до выздоровления, а при невозможности перевода временно (до выздоровления) отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию;
должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области защиты растений, в отношении лиц, не имеющих специальной подготовки или нарушающих требования по обращению со средствами защиты растений, от работы со средствами защиты растений (ст. 29 Закона РБ от 25.12.2005 № 77-З «О защите растений»);
органы государственного строительного надзора в отношении должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов и требований проектной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих проведение контроля за качеством работ, технический надзор и авторский надзор за строительством (ст. 36 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»);
- работники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и иных уполномоченных государственных органов в отношении физического лица, управляющего транспортным средством, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Такое физическое лицо отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения от управления транспортным средством (ст. 8.11 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях).
В заключение отметим, что обязанность не допустить к работе (отстранить от работы) возложена не только на нанимателя, но и на заказчика по гражданско-правовым договорам. В подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» предусмотрено следующее.
Заказчик исходя из вида гражданско-правового договора обязан не допускать (отстранять) к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующей выполнению работы .