Для правильного оформления присвоения рабочим (водителям автомобилей) разрядов и (или) классов необходимо четко понимать различия между схожими, но разными понятиями, которые включаются как в термин «разряд», так и между процедурами перевода на другую профессию (поручения работы по другому разряду) и присвоением разряда как такового.
Наличие у водителя автомобиля класса никак не влияет на объем и содержание трудовых обязанностей, а является своеобразным поощрением – доплатой (надбавкой) за стаж работы по профессии. Как платить за одну и ту же работу молодому специалисту и водителю с 20-летним стажем работы, чтобы не было дискриминации в оплате труда за одну и ту же работу, но подчеркнув при этом важность опыта работника, его класс?
Абсолютно иная ситуация с разрядами, так как они отражают характер и сложность работы, что напрямую отражается в формировании тарифной ставки. Так, у водителей 4-й разряд – это легковой автомобиль, 5-й – уже грузовой. В отличие от классов разряд не зависит от опыта и стажа. И молодой рабочий, и водитель с многолетним стажем работы при управлении легковым автомобилем тарифицируются по 4-му разряду, т.е. разряд определяет трудовую функцию работника.
Пошаговые действия по присвоению квалификационных разрядов водителям автомобилей
Шаг 1. Регламентация тарификации в локальных актах.
До того как начать процедуру приема граждан на работу по профессии «водитель автомобиля», нанимателю следует определиться, какой квалификации ему надо работники и сколько их необходимо. Для этого наниматель тарифицирует работы и работников.
В целях единообразного проведения тарификации и соблюдения различных требований законодательства наниматели разрабатывают соответствующие локальные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы тарификации и оплаты труда.
Это важно! С 1 января 2015 г. работа водителей автомобилей тарифицируется. Квалификационные разряды присваиваются рабочим (т.е. тарификация рабочих) в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий рабочих, предусмотренных ЕТКС (п. 12 Общих положений ЕТКС).
Документ:
Общие положения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 (далее – Общие положения ЕТКС).
Шаг 2. Создание комиссии по тарификации работ по управлению автомобилем и проведение тарификации работ по управлению автомобилем.
Действующее законодательство не регламентирует порядок тарификации работ. На практике в целях минимизации возможных ошибок нередко создают комиссию по тарификации работ. Порядок ее создания, функционирования и состав наниматель определяет самостоятельно (в т.ч. в локальных актах) с учетом собственных возможностей и потребностей тарификационных работ.
В отношении тарификации (перетарификации) работ по управлению автомобилями, а также самих водителей автомобилей сложность труда определяется в первую очередь управлением механическими транспортными средствами определенной категории и грузоподъемностью для грузовых автомобилей, например:
– 4-й разряд – «B» либо «BE»;
– 5-й разряд – «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа);
– 6-й разряд – «D» либо «DE»;
– 7-й разряд – «CE» – управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 т (для автопоездов – по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа)).
Результаты тарификации работ на практике нередко оформляют в виде соответствующей ведомости.
Шаг 3. Отражение результатов тарификации работ в штатном расписании.
Для поручения в дальнейшем водителям автомобилей работы, тарифицированной по разрядам, необходимо отразить результаты тарификации работ в штатном расписании, так как заключение трудового договора по должности и профессии происходит с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя (ст. 1, 19 ТК). В штатном расписании указываются профессии водителей автомобилей с соответствующими (необходимыми нанимателю в виде соответствующих работ) разрядами.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Наниматель вводит тарифицированные профессии водителей автомобилей либо посредством утверждения нового штатного расписания, либо посредством внесения в него соответствующего изменения. Последний вариант возможен, если штатное расписание первоначально было утверждено приказом.
Шаг 4. Разработка рабочих инструкций отдельно по каждому разряду с учетом особенностей каждого нанимателя и его потребности по управлению автомобилями.
При разработке рабочих инструкций необходимо в первую очередь основываться на требованиях Общих положений ЕТКС, а также выпуска 52 ЕТКС.
Документ:
выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).
Заметим, что квалификационная характеристика профессии «Водитель автомобиля» (за исключением квалификационных требований по разрядам) едина для всех разрядов. При разработке рабочей инструкции по отдельной штатной единице нет необходимости включать в нее все характеристики.
Так, например, в рабочую инструкцию водителю служебного автомобиля не надо включать следующие обязанности:
– знать тарифную плату за проезд и провоз багажа, виды проездных документов, перечень категорий пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда, принцип действия и порядок работы с техническими средствами диспетчерской связи и контроля движения автомобилей, кассовыми аппаратами, речевыми информаторами и т.д.;
– при перевозке пассажиров по установленному маршруту объявлять остановочные пункты по речевому информатору или звукоусилительному устройству, осуществлять контроль работы информационных систем, отопительного оборудования салона в зимний период, систем вентиляции (при наличии) в летний период и т.д.
Шаг 5. Создание квалификационной комиссии по тарификации водителей автомобилей (по присвоению квалификационных разрядов и классов).
Общими положения ЕТКС предусмотрено 3 варианта действий нанимателя для тарификации рабочих:
1) создание квалификационной комиссии в организации (п. 15 Общих положений ЕТКС);
2) создание квалификационных комиссий в производственных структурных подразделениях (п. 16 Общих положений ЕТКС);
3) привлечение квалификационных комиссий соответствующих учреждений профессионально-технического образования (в небольших организациях, где нет возможности создать квалификационную комиссию соответствующего профиля) (п. 17 Общих положений ЕТКС).
В случае создания квалификационной комиссии в организации и (или) в производственных структурных подразделениях ее состав определяется согласно пп. 15–16 Общих положений ЕТКС. Так, председателем квалификационной комиссии назначается уполномоченное должностное лицо нанимателя (как правило, главный инженер, заместитель руководителя организации, а в квалификационных комиссиях в производственных структурных подразделениях – руководитель структурного подразделения или его заместитель).
Членами комиссии могут быть назначены:
– руководители (специалисты) соответствующих производственных структурных подразделений организации;
– руководитель (специалист) структурного подразделения, занимающийся вопросами кадров (подготовки кадров), труда и заработной платы;
– руководитель (специалист) структурного подразделения по охране труда; представители профсоюза.
Справочно:
к рассмотрению вопроса о присвоении (повышении) класса квалификационная комиссия при необходимости может привлекать представителей органов государственного специализированного надзора и контроля за соблюдением требований безопасности труда на производстве, а также квалифицированных рабочих соответствующих профессий, высококвалифицированных специалистов родственных организаций, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений профессионально-технического образования.
Шаг 6. Инициализация присвоения квалификационного разряда водителям автомобилей.
Действующее законодательство выделяет 3 основания для присвоения квалификационного класса:
1) прохождение работником обучения (п. 13 Общих положений ЕТКС);
2) успешное выполнение работником работы более высокой квалификации не менее 3 месяцев в течение года (ст. 61 ТК);
3) разработка и реализация эффективных мер по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов (п. 13 Общих положений ЕТКС).
Инициировать присвоение водителю автомобиля более высокого класса может как сам работник, так и руководитель соответствующего подразделения.
Шаг 7. При необходимости направление на обучение.
Данный этап реализуется, как правило, у нанимателей, придерживающихся кадровой политики по обучению своих работников в процессе их трудовой деятельности. Целями такой политики могут быть как привлечение работников и их мотивация на долгосрочные трудовые отношения (обучение как часть социального пакета), «взращивание» своего кадрового потенциала и т.п.
В отдельных случаях (организация небольшая и т.п.) нанимателю экономически целесообразнее принимать работников, уже имеющих необходимую подготовку и категорию.
В любом случае для присвоения класса работник, как правило, должен пройти обучение в учебной организации, прошедшей обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, и сдать экзамены на право управления транспортными средствами. Данное обучение необходимо для допуска к сдаче экзаменов на получение права управления транспортным средством соответствующей категории (п. 6 Положения № 441).
Заметим, что в ряде случаев нанимателю нет необходимости направлять работника на обучение. Категория лиц и желаемые водительские удостоверения на право управления определенными категориями транспортных средств, на которые они могут претендовать без прохождения подготовки (переподготовки) в учебных организациях, перечислены в пп. 8 и 10 Положения № 441.
Документ:
Положение о порядке выдачи водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, талона к водительскому удостоверению и их обмена, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.04.2011 № 441 (далее – Положение № 441).
Шаг 8. Проведение квалификационного экзамена.
Для присвоения водителю автомобиля разряда квалификационная комиссия проводит квалификационный экзамен, который состоит из 2 частей:
1) проверка теоретических знаний;
2) проверка практических знаний (выполнение пробной работы).
Проверка теоретических знаний
Рабочий при сдаче экзамена квалификационной комиссии на присвоение квалификационного разряда по той или иной профессии должен в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики соответствующего разряда ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать» и сдать квалификационную пробную работу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ» устанавливаемого разряда согласно работам, имеющимся в данной организации. Кроме того, рабочий должен также ответить на вопросы, вытекающие из требований к знаниям, изложенным в п. 8 Общих положений ЕТКС (часть первая п. 18 Общих положений ЕТКС).
Кроме того, для водителей автомобилей, исходя из специфики их труда, предъявляются особые требования:
1) по условиям выполняемой работы они должны владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств, и принимать участие в их ремонте;
2) должны знать и соблюдать правила и инструкции по управлению транспортными средствами и иметь документ о прохождении ими соответствующей подготовки.
Проверка практических знаний (выполнение пробной работы)
При сдаче квалификационной пробной работы рабочий должен выполнить установленное нормированное задание, обеспечив при этом необходимое качество работ. Оценку уровня практической подготовки рабочего на участках, где не могут быть выполнены практические работы, дает мастер.
Если работа, выделенная в качестве пробы для присвоения (повышения) рабочему разряда, требует участия под его руководством других рабочих, то необходимая для этого бригада (звено) организуется мастером, прорабом, начальником смены или другим руководителем соответствующего подразделения.
Шаг 9. Оформление результатов квалификационного экзамена в форме заключения квалификационной комиссии.
Заключение квалификационной комиссии оформляется протоколом (п. 20 Общих положений ЕТКС).
Шаг 10. Издание приказа (распоряжения) о присвоении разрядов водителям автомобилей по результатам их тарификации.
На основании заключения квалификационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении профессии и разряда рабочему (п. 20 Общих положений ЕТКС).
Шаг 11. Внесение записи в трудовую книжку о присвоении разряда по результатам тарификации.
Запись о присвоении квалификационного разряда вносится в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения) нанимателя о присвоении разряда рабочему (п. 20 Общих положений ЕТКС).
Записи о присвоении категории (разряда, класса) вносятся в раздел «Сведения о работе» трудовой книжки. При этом записи вносятся в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения) нанимателя в течение 7 календарных дней после его издания (п. 26 Инструкции № 40).
При присвоении работнику квалификационного разряда по его профессии (впервые либо нового, более высокого) каждый раз производится соответствующая запись (п. 32 Инструкции № 40).
Документ:
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее — Инструкция № 40).
Шаг 12. При необходимости внесение в личную карточку (ранее – форма Т-2) сведений о присвоении разряда.
Инструкция № 40 в отличие от своей предшественницы – Инструкции № 30, не требует от нанимателя знакомить работника с каждой записью, внесенной в трудовую книжку работника, под расписку в личной карточке. То есть наниматель с 14 сентября 2014 г. по своему усмотрению (согласно принятому у него порядку кадрового делопроизводства и, в частности, порядку ведения личной карточки) вносит запись о присвоении категории в личную карточку, знакомит под роспись в ней (личной карточке) о соответствующей записи, внесенной в трудовую книжку данного работника.
Документ:
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция № 30).
В настоящий момент отсутствует унифицированная форма личной карточки, нормативно не определен порядок ее ведения и заполнения. Следовательно, наниматель самостоятельно разрабатывает форму личной карточки работника и порядок ее ведения. За основу он может взять ранее действовавшую форму № Т-2, утвержденную постановлением № 241.
Документ:
постановление Государственного комитета СССР по статистике от 28.12.1989 № 241 «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» (далее – постановление № 241).
Владимир Самосейко, юрист