Возможные причины сокращения численности или штата работников
Сокращение численности или штата работников связано с уменьшением в организации количества определенных рабочих мест (должностей). Решение о сокращении наниматель принимает самостоятельно.
Сокращение может быть связано с внедрением новых технологий, оборудования, автоматизацией процессов, уменьшением объемов работы, упразднением структурных подразделений. Сокращение численности или штата работников может производиться во всей организации, в отдельных структурных подразделениях или касаться отдельных рабочих мест (должностей). При этом количество одних рабочих мест (должностей) может уменьшаться, а других - увеличиваться.
При сокращении численности или штата работников наниматель вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с работником (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Однако наниматель обязан учитывать как общие правила расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, так и особые, предусмотренные трудовым законодательством для случаев сокращения работников.
Учитывая целый ряд требований трудового законодательства к порядку и условиям увольнения в связи с сокращением нанимателем численности или штата работников, процедуру увольнения целесообразно проводить последовательно в несколько этапов.
Давайте рассмотрим эти этапы.
Принятие решения о сокращении и уведомление работников
Основанием для увольнения по п. 1 ст. 42 ТК является действительное сокращение численности и (или) штата работников.
Это означает, что до увольнения работников должны быть внесены соответствующие изменения в штатное расписание организации (исключены сокращаемые рабочие места (должности)).
Изменения в штатное расписание вносятся приказом (распоряжением) нанимателя с указанием конкретных рабочих мест (должностей), подлежащих сокращению, их количества и даты сокращения. Штатное расписание с внесенными изменениями утверждается руководителем организации.
Необходимо учитывать, что наниматель вправе произвести сокращение непосредственно перед увольнением работников (например, за 2 недели до увольнения). Однако в некоторых случаях целесообразно производить сокращение (т.е. вносить конкретные изменения в штатное расписание) не позднее дня предупреждения работников о предстоящем увольнении. В основном это связано с намерениями нанимателя заменить предупреждение о предстоящем увольнении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка и произвести увольнение работников до истечения 2-месячного срока предупреждения.
К процедуре сокращения численности и (или) штата и увольнения работников необходимо приступить заблаговременно
По общему правилу не позднее 2 месяцев до увольнения нанимателю нужно определить работников, подлежащих увольнению, с учетом их квалификации, производительности труда, гарантий, предоставленных законодательством, локальными нормативными актами. В случае сокращения большого количества рабочих мест (должностей) либо одного рабочего места (должности), но при наличии нескольких однородных, время для определения кандидатов на увольнение может быть довольно значительным.
Это связано с установлением преимуществ работников друг перед другом, подтверждением работниками статуса, гарантирующего предоставление преимущественного права оставления на работе, оформлением предупреждений о предстоящем увольнении и их вручением работникам под роспись. Поэтому к процедуре сокращения численности и (или) штата и увольнения работников необходимо приступить заблаговременно.
После принятия решения о сокращении нанимателю следует в кратчайший срок уведомить об этом работников, чьи рабочие места или должности подпадают под условия сокращения. В качестве уведомления можно рассматривать ознакомление заинтересованных работников с приказом (распоряжением) о сокращении численности и (или) штата работников.
Уведомление также может быть оформлено отдельным документом (например, при внесении изменений в штатное расписание непосредственно перед увольнением), который вручается каждому работнику либо вывешивается в том месте, где работники могут с ним ознакомиться. Как и в приказе (распоряжении) о внесении изменений в штатное расписание, в уведомлении необходимо указать конкретные рабочие места (должности), подлежащие сокращению, а также дату их сокращения. Кроме того, в уведомлении можно:
-привести категории работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе;
-разъяснить порядок определения работников, подлежащих оставлению на работе;
-предложить работникам представить документы (с указанием срока представления), подтверждающие недопустимость их увольнения в связи с сокращением численности или штата работников либо преимущественное право на оставление на работе.
Работники, которые имеют преимущественное право на оставление на работе
Определение работников, обладающих преимущественным правом оставления на работе, производится по согласованию или с участием профсоюза (при его наличии).
При сокращении значительного количества рабочих мест (должностей) имеет смысл создание комиссии, так как за ограниченное время наниматель должен определить конкретных работников, подлежащих увольнению.
Комиссия может создаваться и при сокращении одного рабочего места (должности), если штатным расписанием организации предусмотрено несколько таких рабочих мест (должностей). В состав комиссии, как правило, входят непосредственные руководители работников, рабочие места (должности) которых подлежат сокращению, а также работники кадровой и юридической службы.
Для выявления работников с преимущественным правом оставления на работе нанимателю необходимо установить гарантии, предоставляемые законодательством конкретному работнику, и критерии определения преимуществ одного работника перед другим.
При сокращении значительного количества рабочих мест (должностей) (либо одного рабочего места при наличии нескольких однородных) следует составить список работников, подпадающих под условия сокращения, с указанием по каждому работнику наличия или отсутствия преимуществ (их различных критериев) в оставлении на работе.
Основные правила оставления на работе при сокращении численности или штата работников предусмотрены ст. 45 ТК. Так, преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотренных законодательством (часть первая ст. 45 ТК).
Однако прежде чем рассматривать преимущественные права работников на оставление на работе,
необходимо обратить внимание на ограничения в увольнении работников по инициативе нанимателя. Более подробно это рассмотрено ниже.
Здесь же отметим, что при сокращении численности или штата работников наниматель не вправе уволить на протяжении определенного периода времени некоторые категории работников вне зависимости от их производительности труда и квалификации. При наличии таких работников нанимателю необходимо исключить их из возможных кандидатов на увольнение либо рассмотреть вопрос об увольнении данных работников после истечения срока запрета на их увольнение.
Независимо от производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе имеют инвалиды, работающие в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, а также в других специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов (часть третья ст. 45 ТК, часть восьмая ст. 22 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее - Закон № 1224-XII)).
Производительность труда отражает эффективность выполнения работником своей трудовой функции
Эффективность может оцениваться по качественным и количественным показателям. Например, рациональное использование ресурсов, улучшение качества продукции, обслуживания или, наоборот, жалобы и претензии клиентов, ошибки в документах и их количество, производство бракованной продукции, уровень ответственности и самостоятельности работника являются качественными критериями оценки производительности его труда.
А объем продаж (в рублях, штуках, килограммах и т.д.), количество и стоимость бракованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, экономия ресурсов (времени, сырья, материалов, электроэнергии и др., если поддается измерению), количество заключенных контрактов, оформленных (обработанных) документов и т.п. являются количественными критериями.
Вне зависимости от критериев оценки производительность труда работников может сравниваться только в рамках одной профессии (должности) (при наличии у работников идентичных прав и обязанностей) и должна подтверждаться соответствующими доказательствами.
Ими могут выступать первичные учетные документы по учету труда и заработной платы за определенный период (например, полгода или год), характеристики работников непосредственными руководителями, отзывы других работников,клиентов, приказы (распоряжения) о поощрении, привлечении работников к дисциплинарной, материальной ответственности и другие документы.
Квалификация работников определяется уровнем обшей и специальной подготовки
Квалификация работников определяется уровнем общей и специальной подготовки, подтверждаемым установленными законодательством документами (аттестат, диплом, свидетельство и др.).
Квалификацию сравнивают по уровню знаний и профессионализму работников (тарифным разрядам, классам, категориям, званиям, степеням), соответствию этого уровня установленным требованиям, по опыту и сложности выполняемой работы (по профессии, специальности, должности) и т.д.
Как и производительность труда, квалификацию работников также оценивают по отзывам других работников, клиентов, характеристикам непосредственных руководителей, приказам (распоряжениям) о поощрениях.
В пределах однородных профессий и должностей наниматель вправе произвести перестановку (перегруппировку) работников и перевести более квалифицированного работника, должность которого сокращается, с его согласия на другую должность, уволив с нее по п. 1 ст. 42 ТК менее квалифицированного работника.
Однородные профессии (должности) характеризуются, прежде всего, аналогичными или сходными функциями с возможным различием в квалификации (разряд, класс, категория). Этот вопрос решается в каждом конкретном случае путем сравнения условий трудовых договоров работников.
При этом могут быть использованы Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, иные квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке (ст. 61 ТК), должностные инструкции и т.п. (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее - постановление Пленума № 2)).
При равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе имеют:
инвалиды (п. 3 части второй ст. 45, часть восьмая ст. 287 и п. 3 части первой ст. 325 ТК, часть седьмая ст. 22 Закона № 1224-XII);
заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (п. 2 части второй ст. 45 и п. 2 части первой ст. 325 ТК, подп. 8.2 п. 8 ст. 18 Закона РБ от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее - Закон № 9-З));
участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 части второй ст. 45 и п. 1 части первой ст. 325 ТК, подп. 2.3 п. 2 ст. 19 и подп. 2.3 п. 2 ст. 20 Закона № 9-З);
члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (часть десятая ст. 4 Закона РБ от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих»);
ветераны боевых действий на территории других государств (подп. 1.17 п. 1, подп. 2.8 п. 2 и подп. 3.7 п. 3 ст. 18 Закона РБ от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах»);
лица, избранные в состав профсоюзных органов (абз. 4 части первой ст. 24 Закона РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах»).
Никто из вышеперечисленных работников не имеет преимуществ друг перед другом, и наниматель вправе самостоятельно решать, кого из них оставить на работе.
Однако при равных правах на оставление на работе рекомендуется обращать внимание на граждан, нуждающихся в социальной защите:
-в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
-являющихся родителями в неполных семьях, в семьях, воспитывающих детей-инвалидов;
-имеющих двоих и более детей;
-являющихся опекунами, попечителями, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети;
-лиц предпенсионного возраста и других, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Категории работников, которым отдается преимущественное право (при прочих равных условиях) на оставление на работе при сокращении численности и (или) штата работников, могут быть указаны в коллективном договоре, соглашении (п. 4 части второй ст. 45 ТК) либо в одностороннем порядке определены нанимателем непосредственно при сокращении работников.
В коллективном договоре, соглашении (либо самостоятельно нанимателем) также могут быть установлены дополнительные критерии (и последовательность их применения) оставления на работе. Однако такие критерии не должны ущемлять права работников, которым преимущественное право на оставление на работе предоставлено законодательством.
Предупреждение работников о предстоящем увольнении
После определения кандидатур работников, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности и (или) штата, нанимателю необходимо сообщить им о предстоящем увольнении. При расторжении трудового договора по данному основанию наниматель обязан письменно предупредить работников не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении (часть третья ст. 43 ТК).
Предупреждение может быть оформлено приказом (распоряжением) или другим документом. В нем необходимо указать основание и срок (например, по истечении 2 месяцев после вручения предупреждения) либо дату увольнения работника, а также предоставляемые работнику гарантии при увольнении в связи с сокращением. При наличии в организации вакантных рабочих мест (должностей) в предупреждении или приложении к нему нужно их назвать.
Предупреждение вручается работнику под роспись с указанием даты вручения. В случае оформления предупреждения приказом (распоряжением) выдается его копия.
При отказе работника от получения предупреждения и (или) росписи в его получении составляется соответствующий акт. В случае длительного отсутствия работника на работе (например, при нахождении в отпуске, командировке, при временной нетрудоспособности) и невозможности вручения ему предупреждения оно направляется заказным письмом с уведомлением о получении по месту жительства или известному месту нахождения работника.
В период 2-месячного срока предупреждения работник должен выполнять свои трудовые обязанности и подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Ему гарантируются условия и оплата труда наравне с другими работниками. До истечения срока предупреждения увольнение работника по п. 1 ст. 42 ТК без его согласия не допускается (часть пятая ст. 43 ТК).
Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации
Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере 2-месячного среднего заработка (часть четвертая ст. 43 ТК). Целесообразность замены предупреждения выплатой компенсации определяется нанимателем.
Если наниматель считает необходимым уволить работника до истечения срока предупреждения, то имеет смысл указать это в предупреждении и предложить работнику сообщить о его согласии на замену предупреждения выплатой компенсации (например, представить соответствующее заявление).
В случае, когда работник в день предупреждения не соглашается на замену предупреждения выплатой компенсации, но позже заявляет о своем желании быть уволенным до истечения срока предупреждения, наниматель вправе удовлетворить заявление работника и уволить его в согласованный срок. Однако при этом наниматель обязан выплатить работнику компенсацию пропорционально времени, оставшемуся до окончания 2-месячного срока предупреждения (часть четвертая ст. 43 ТК).
Трудоустройство сокращаемых работников
Ряд требований законодательства связан с трудоустройством сокращаемых работников. Так, увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (в т.ч. с переобучением) (часть первая ст. 43 ТК).
Следовательно, с момента определения кандидатуры работника, подлежащего увольнению, и до его увольнения наниматель должен предпринять меры по его трудоустройству. Для этого нанимателю необходимо информировать работника об имеющихся в организации вакансиях.
Наниматель не вправе решать за работника о целесообразности его перевода на менее оплачиваемую работу или нижестоящую должность.
Работнику должна быть предложена работа
Работнику должна быть предложена работа, не только соответствующая его образованию, квалификации, опыту работы, но и любая другая, которую он может выполнять (в т.ч. после переобучения) по состоянию здоровья.
Как правило, наниматель сообщает работнику об имеющихся вакансиях одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении. Однако работнику должен быть предложен перевод и на новые вакансии, которые могли появиться в организации уже после его предупреждения о предстоящем увольнении. Отказ работника от всех предложенных вакансий (либо согласие на перевод) следует оформлять в письменной форме.
В первую очередь имеющиеся в организации вакансии должны быть предложены (ст. 325 ТК):
участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
работникам, ставшим инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Вакансия, на которую претендует несколько человек, прежде всего заполняется работником вышеуказанных категорий.
Определение преимуществ других работников на занятие вакансий производится с соблюдением гарантий оставления на работе, предусмотренных законодательством и локальными нормативными правовыми актами организации для случаев сокращения численности или штата работников. При этом, как правило, предпочтение отдается работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При невозможности перевода работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц, на другую работу принимаются меры для их трудоустройства в иную организацию (часть вторая ст. 325 ТК).
В данном случае обязанность нанимателя по трудоустройству работника может считаться выполненной при обращении к другому нанимателю с просьбой о принятии на работу сокращаемого работника. Такое обращение должно содержать необходимые сведения о работнике и может направляться нанимателем в несколько организаций, близких по роду деятельности.
Информацию о наличии вакансий в других организациях наниматель вправе получить в государственной службе занятости населения.
Для трудоустройства сокращаемых работников законодатель обязывает нанимателя предоставлять им один свободный день в неделю для решения вопроса о самостоятельном трудоустройстве у других нанимателей. Свободный день предоставляется без сохранения заработной платы в течение всего срока предупреждения о предстоящем увольнении. При согласии нанимателя такой день может предоставляться с сохранением заработной платы (часть шестая ст. 43 ТК).
Уведомление профсоюза и службы занятости населения
Как правило, при сокращении численности или штата работников расторжение трудового договора производится после предварительного, но не позднее чем за 2 недели уведомления соответствующего профсоюза (часть первая ст. 46 ТК). Уведомление оформляется в письменной форме с указанием необходимых сведений о работнике (фамилия, имя, отчество, профессия (должность) и т.п.).
В случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора при сокращении работников может производиться только с предварительного согласия профсоюза (часть вторая ст. 46 ТК). Для получения согласия нанимателю следует направить в профсоюз соответствующее обращение. В нем должна быть изложена просьба дать согласие на увольнение работника в связи с сокращением численности и (или) штата и приведены сведения о работнике.
Особые условия предусмотрены трудовым законодательством для случаев массового высвобождения работников
Массовым высвобождением считается расторжение нанимателем с работниками трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, а также срочных трудовых договоров до истечения срока их действия в случаях ликвидации организации, сокращения численности или штата работников по критериям, указанным в подп. 1.2 и 1.3 п. 1 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 02.04.2009 № 47 «О критериях массового высвобождения работников» (подп. 1.1 п. 1 данного постановления).
По нормам Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее - Закон № 125-З) наниматель обязан своевременно (не позднее чем за 3 месяца) представить в профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством (абз. 3 части первой ст. 21).
Кроме того, массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией организаций, полной или частичной приостановкой производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, может осуществляться лишь при условии предварительного (не позднее чем за 3 месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по вопросу соблюдения прав работников (часть вторая ст. 16 Закона № 125-З).
В случае предстоящего массового высвобождения работников наниматель также обязан своевременно (не позднее чем за 3 месяца) представить письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить) в органы по труду, занятости и социальной защите (абз. 3 части первой ст. 21 Закона № 125-З).
Не менее чем за 2 месяца до массового высвобождения работников наниматель должен письменно уведомить об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (часть третья ст. 43 ТК, абз. 4 части первой ст. 21 Закона № 125-З).
Ограничения в увольнении работников
ТК предусмотрены ограничения в увольнении работников по инициативе нанимателя. По большей части ограничения связаны с запретом на увольнение граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Так, в связи с сокращением численности или штата работников не допускается расторжение трудового договора:
с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, имеющими детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 18 лет) (часть третья ст. 268 ТК).
К одиноким матерям относятся женщины, не состоящие в браке и имеющие детей, в актовой записи о рождении которых запись об отце произведена в установленном порядке по указанию матери, а также вдовы (вдовцы), не вступившие в новый брак, воспитывающие несовершеннолетних детей (часть четвертая п. 22 постановления Пленума № 2);
с инвалидами, проходящими медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них (часть третья ст. 283 ТК);
с работниками моложе 18 лет без согласия на увольнение районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 282 ТК).
В связи с сокращением численности или штата работников наниматель также не вправе уволить:
членов комиссии по трудовым спорам в период осуществления их полномочий (ст. 240 ТК);
работников в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть третья ст. 43 ТК).
Таким образом, увольнение вышеуказанных категорий работников не допускается на протяжении установленного периода времени или до наступления определенного события. Только после утраты своего статуса данные работники могут быть уволены в связи с сокращением численности или штата работников.
При определении преимущественного права оставления на работе указанные категории работников либо сразу исключаются из возможных кандидатов на увольнение, либо их увольнение планируется на период, когда работники утратят свой статус и могут быть уволены на общих основаниях.
Необходимо учитывать, что работники могут не только утратить статус, обязывающий нанимателя оставить их на работе, но и приобрести его. Поэтому после определения работников, подлежащих увольнению в связи с сокращением, и до их увольнения нанимателю следует контролировать изменение социального положения работников.
В случае приобретения увольняемым работником статуса, не допускающего его увольнение в связи с сокращением численности или штата работников, нанимателю необходимо пересмотреть кандидатуры работников, подпадающих под условия сокращения, и уволить другого работника.
Причем другой работник должен быть уволен с соблюдением всех правил увольнения при сокращении: с учетом преимущественного права на оставление на работе, после предупреждения об увольнении, уведомления профсоюза и т.д.
Увольнение
Как мы говорили выше, при сокращении численности и (или) штата работников наниматель вправе произвести увольнение по истечении 2 месяцев с момента предупреждения работника об увольнении, а в случае массового высвобождения работников - только спустя 2 месяца после уведомления об этом органа государственной службы занятости населения. В коллективном договоре, соглашении могут быть предусмотрены более продолжительные сроки предупреждения работника об увольнении.
Исчисление срока предупреждения
2-месячный срок исчисляется по правилам ст. 10 ТК. Так, течение срока, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение трудовых отношений, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало. В данный срок включаются нерабочие дни. Истекает срок в соответствующее число последнего месяца. Однако если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
Издаем приказ
Об увольнении работника издается приказ (распоряжение), с которым работник ознакамливается под роспись (пп. 10 и 15 части первой ст. 55 ТК).
Причина увольнения указывается в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК. Формулировка приказа (распоряжения) может быть следующей: «Уволить Иванова Ивана Ивановича, инженера по организации труда отдела организации труда и заработной платы, 14.04.2010 в связи с сокращением штата работников (п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь)».
Оформляем трудовую книжку и производим расчет
В день увольнения наниматель обязан внести в трудовую книжку запись, точно соответствующую формулировке приказа (распоряжения), и под расписку в личной карточке ознакомить с записью работника. Соответствующая запись производится и в личной карточке работника (пп. 15 и 16 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее - Инструкция № 30)).
Трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы) (часть седьмая ст. 50 ТК). При получении трудовой книжки работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, собственноручно указав дату получения (часть четвертая п. 58 Инструкции № 30).
При прекращении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка. Размер пособия может быть увеличен в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, соглашением (части четвертая и седьмая ст. 48 ТК).
Выходное пособие должно быть выплачено в день увольнения (впрочем, как и другие выплаты, причитающиеся работнику от нанимателя). Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете (часть первая ст. 77 ТК).