Коллективный договор - локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками (ст. 361 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Универсальные нормы, регулирующие отношения работника и работодателя, закреплены в положениях ТК. А вот правила игры, характерные для определенной отрасли, организации, предприятия, должны указываться именно в коллективном договоре. Получается, что содержание этого документа шире, он защищает работника в большей степени, дает ему больше возможностей. Коллективный договор - объемный документ, который затрагивает и оплату труда, охрану труда, регулирование рабочего времени и отдыха, а также социальные льготы и гарантии.
В данной статье рассмотрим, что такое коллективный договор, определим основные функции, принципы, значение этого документа и научимся его составлять при помощи алгоритма пошаговых действий.
Функции коллективного договора
Прежде всего рассмотрим основные функции коллективного договора.
Защитная функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы работников, так как в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной (например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению рабочих мест на случай механизации или автоматизации производства).
Упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда способствует оптимизирующая функция.
Регулирующая функция коллективного договора позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон.
С точки зрения эффективного управления коллективный договор выполняет в организации еще целый ряд важных функций, в числе которых нормативно-регулирующая (создание свода правил и норм организации), интегративная (снижение уровня конфликтности, объединение коллектива) и коммуникативная (расширение информационного обмена в организации и взаимопонимания между менеджерами и работниками).
В процессе работы над проектом коллективного договора у руководителя появляется возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
Принципы заключения коллективного договора
Заключение коллективного договора базируется на определенных принципах. Среди них:
соблюдение законодательства. В основе этого принципа лежит выполнение всех законодательных норм, действующих в сфере коллективных трудовых отношений;
полномочность представителей сторон. Поскольку полномочие - это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности, то стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов;
равноправие сторон. Этот принцип предопределяет степень эффективности взаимодействия сторон коллективных трудовых отношений. Партнеры могут договариваться и принимать взвешенные, взаимовыгодные решения только в том случае, если они наделены равными правами;
добровольность принятия обязательств, что означает свободу выбора условий, составляющих содержание коллективного договора. При ведении договорного процесса стороны должны быть свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда;
реальность обеспечения принимаемых обязательств. Коллективные договоры не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства, поэтому необходимо учитывать реальные возможности сторон;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Формы контроля могут быть разными: как проверка выполнения отдельных конкретных обязательств сторон, так и содержание договора в целом. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю необходимую для этого информацию.
Значение коллективного договора
Коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством. В ситуации, существующей на рынке труда, большинство работников не могут в одиночку существенно изменить условия труда. В то же время это может сделать профсоюз в процессе коллективных переговоров.
Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с рыночной экономикой. Статус коллективных договоров в развитых странах чрезвычайно высок: они являются важным, а зачастую главным источником трудового права.
Из тех вопросов, которые содержит коллективный договор, очевидно, что это документ, который сотрудники кадровой службы используют в своей каждодневной работе. Вопросы трудовых договоров, социального страхования, трудового распорядка или предоставления отпусков - все это вопросы регулирования трудовых отношений, которые находятся в ведении кадровой службы.
Перечень вопросов, которые может содержать коллективный договор
Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также в соответствии с ТК.
Коллективный договор может содержать положения:
об организации труда и повышении эффективности производства;
нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;
размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;
продолжительности рабочего времени и времени отдыха;
создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;
заключении и расторжении трудовых договоров;
обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;
регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;
строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;
организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;
предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;
создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;
минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;
ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;
гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;
ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;
других трудовых и социально-экономических условиях.
Этот перечень не является обязательным, он лишь дает представление о том, какие проблемы могут быть предметом обсуждения при заключении коллективного договора. Он также не является исчерпывающим, так как стороны могут определить другие актуальные в данной организации вопросы организации трудовой деятельности и охраны трудовых прав.
Алгоритм пошаговых действий заключения коллективного договора
Представим последовательность действий по заключению коллективного договора в виде алгоритма пошаговых действий.
ШАГ 1 . Представители работников и работодатель могут проявить инициативу по проведению переговоров и заключению коллективного договора. Традиционно инициирует заключение договора профсоюз, однако с таким предложением вполне может выступить и работодатель. Заключению коллективного договора, как правило, предшествуют коллективные переговоры.
Именно на этом этапе происходит принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров.
Каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в 7-дневный срок. Эта норма содержится в части первой ст. 357 ТК. Коллективные переговоры могут быть начаты в иной срок по соглашению сторон.
Стороны не вправе уклониться от ведения коллективных переговоров или прекратить их в одностороннем порядке.
ШАГ 2 . Создание комиссии для ведения коллективных переговоров из уполномоченных представителей сторон.
Комиссия образуется на паритетной (равной) основе, что означает одинаковое количество представителей от каждой из сторон.
Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.
Руководителем организации издается приказ, определяющий представителей от нанимателя. Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представительного органа работников (например, на заседании профкома). Возможен вариант издания единого решения сторон путем издания нанимателем приказа, согласованного с профсоюзом. Здесь же определяются порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также его заключения.
Как показывает практика, коллективные переговоры эффективны и результативны только тогда, когда полно и качественно проведена подготовка к ним.
До начала переговоров стороны подбирают и анализируют законодательные акты, нормативные правовые документы, в т.ч. генеральное, тарифные и местные соглашения; анализируют результаты финансово-хозяйственной деятельности нанимателя, перспективы его развития; критически оценивают позитивные и негативные стороны предыдущего коллективного договора, а также коллективно-договорную практику прошлых лет в отрасли; организуют сбор предложений всех работников в проект коллективного договора; всесторонне и полно оценивают эти предложения, например, путем разделения их на «самые значимые и принципиальные», которые будут на переговорах отстаиваться до конца, и на «компромиссные», по которым можно уступить.
Наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны представлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. За непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин (ст. 9.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
С другой стороны, представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность согласно законодательству.
ШАГ 3. Обсуждение комиссией проекта коллективного договора.
Проект коллективного договора может быть подготовлен любой из сторон. Если свой проект предлагает каждая из сторон, комиссия определяет, какой из них принять за основу. Одновременно с обсуждением текста проекта комиссия рассматривает предложения, поступающие от работников по включению в коллективный договор дополнительных льгот и гарантий.
На каждом заседании комиссии должен вестись протокол.
Решение комиссии по обсуждаемым вопросам принимается на основе взаимного согласия сторон. Это означает, что за принятие какого- либо решения должно проголосовать большинство представителей от каждой из сторон (со стороны нанимателя и со стороны профсоюза).
Если комиссия так и не смогла принять согласованное решение по какому-либо пункту, то составляется протокол разногласий, который вместе с проектом уже согласованного комиссией коллективного договора выносится на собрание (конференцию) работников. По результатам принятого на собрании решения стороны могут подписать коллективный договор как в целом, так и по согласованным позициям. Неурегулированные разногласия могут стать по решению того же собрания предметом дальнейших переговоров или предметом коллективного трудового спора.
ШАГ 4. Обсуждение разработанного комиссией проекта коллективного договора с работниками в структурных подразделениях организации и последующая его доработка с учетом поступивших от работников замечаний и предложений.
Обсуждение проекта договора работниками осуществляется в порядке и сроки, определенные сторонами. При этом проект коллективного договора может быть размещен на стендах, опубликован в газете или иным способом доведен до сведения работников.
ШАГ 5 . Утверждение проекта коллективного договора на общем собрании (либо конференции) работников организации и подписание его уполномоченными представителями сторон.
От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников, как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза.
ШАГ 6. Регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе.
Требование о регистрации подписанного коллективного договора установлено ст. 370 ТК. Введение обязательной регистрации коллективного договора означает, что без выполнения этого требования он не будет иметь юридической силы и не будет отражать действительных отношений между сторонами. Не зарегистрированный в установленном порядке коллективный договор не может являться источником доказательств в случае коллективного или индивидуального трудового спора.
Порядок регистрации коллективного договора предусмотрен ст. 371 ТК.
Для регистрации коллективного договора наниматель представляет в регистрирующий орган следующие документы:
заявление в письменной форме с просьбой о регистрации с указанием: юридического адреса, фамилии, имени, отчества (полностью), контактного телефона представителей сторон, подписавших изменения и дополнения в коллективный договор, даты подписания, отрасли (по основному виду деятельности), формы собственности, общей численности работников организации, в т.ч. профсоюзной организации, наименование вышестоящего профсоюзного органа;
подписанный сторонами коллективный договор в количестве, соответствующем числу сторон коллективного договора, плюс один экземпляр для регистрирующего органа (при этом сторонами должна быть подписана каждая страница коллективного договора);
копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора.
Все необходимые для регистрации документы направляются в регистрирующий орган в течение одного месяца со дня заключения коллективного договора.
Регистрирующий орган не позднее 2 недель с момента подачи заявления делает соответствующую запись в специальном журнале и на первой странице представленного коллективного договора ставит штамп о регистрации.
Регистрирующие органы могут отказать в регистрации коллективного договора только в том случае, если не все указанные документы представлены или если представленные документы не оформлены надлежащим образом. Отказ в регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган, а в случае его отказа - в суд.
Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор
Порядок внесения изменений и дополнений в коллективный договор аналогичен порядку, установленному для заключения коллективного договора, включая регистрацию внесенных в коллек - тивный договор изменений и дополнений в местном исполнительно-распорядительном органе.