1 июня 2010 г. вступила в действие Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – Инструкция, новая Инструкция), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее – постановление № 60). Данным постановлением признаны утратившими силу нормы некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты РБ и их отдельных положений.
Какие же изменения произошли в порядке формирования тарифных ставок и окладов работников отраслей экономики Республики Беларусь после вступления в действие новой Инструкции?
Давайте разбираться вместе.
Но сначала приведем нормы, регулировавшие тарификацию работников и порядок формирования тарифных ставок и окладов и утратившие силу с 1 июня 2010 г. в связи со вступлением в силу постановления № 60.
Отмена указанных в табл. 1 норм законодательства носит чисто технический характер.
Основным нововведением, выступающим в качестве главного признака либерализаиионной направленности постановления № 60, являются нормы части второй п. 2 Инструкции
В частности, в п. 2 Инструкции определено, что Инструкция применяется:
-государственными коммерческими организациями и коммерческими организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50 % и более, за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями, для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов;
-коммерческими организациями с иностранными инвестициями, коммерческими организациями, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и индивидуальными предпринимателями для тарификации профессий (должностей) работников в соответствии с локальными нормативными правовыми актами.
При этом тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливаются не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции.
Значит ли это, что наниматели организаций, перечисленных во второй части п. 2 Инструкции, обязаны применять нормы Инструкции в рамках норм, прелусмотренных локальными нормативными правовыми актами (лалее - АНПА) (т.е. с учетом таких нюансов, как своя разработанная тарифная сетка лля работников организации, в которой коэффициенты по разрялам булут выше аналогичных, прелусмотренных в приложении 1 к новой Инструкции), или есть прелпосылка говорить о том, что лля указанных в части второй п. 2 Инструкции организаций применение норм Инструкции необязательно (т.е. наниматель имеет право разработать в организации свою, совершенно отличаюшуюся от прелусмотренной Инструкцией, метолику, а также порялок тарификации работника и опрелеления тарифных ставок и лолжностных оклалов работников)?
Очевидно, что данная норма дает право руководителям коммерческих организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и индивидуальным предпринимателям для тарификации профессий (должностей) работников использовать свою методику тарификации, предусмотренную в ЛНПА. Но это не значит, что соблюдение Единой тарифной сетки (далее - ЕТС) необязательно.
Несмотря на то что п. 2 Инструкции предусмотрено право руководителей перечисленных выше субъектов хозяйствования на установление тарифных коэффициентов по профессиям (должностям) не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1,2 и 3 к Инструкции, изменять нормами ЛНПА предусмотренные в приложении 1 к Инструкции значения коэффициентов по разрядам руководитель не имеет права.
На это также указывает п. 1 Декрета Президента РБ от 18.07.2002 № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников». По нормам этого пункта оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда таких работников, их квалификации на основе ЕТС.
Зачастую специалистами организаций, в обязанности которых входит тарификация работников в зависимости от их квалификации и сложности выполняемой ими (работниками) работы, приложение 1 к Инструкции рассматривается как сама Единая тарифная сетка работников отраслей экономики РБ, хотя на самом деле это не что иное, как распределение работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам ЕТС и не более того.
Сама же ЕТС утверждена постановлением Минтруда РБ от 23.03.2001 № 21 и имеет следующий вид:
Другими словами, в определении порядка тарификации работников и методики установления тарифных ставок и окладов руководитель организации обязан в строгом соответствии с ЕТС соблюдать применение тарифных коэффициентов по присвоенным работникам разрядам.
Однако в АН ПА наниматель имеет право разработать такую модель, при которой разряды аналогичным специалистам будут выше предусмотренных диапазоном разрядов в приложении 1 к Инструкции.
Более того, наниматель может изменить условия тарификации, существенно отличающиеся от предусмотренной модели тарификации в Инструкции. Таким образом, нанимателю дано право предусмотреть в ЛНПА по категориям работников оклады или диапазоны окладов, которые будут использоваться в организации для расчета заработной платы работников организации.
Пример
В организации разработан свой вариант распределения работников организации по тарифным разрядам ЕТС, в котором коэффициенты по разрядам сохраняются те же, что предусмотрены в приложении 1 к Инструкции, но разряды по категориям работников (кроме рабочих, так как они тарифицируются в зависимости от уровня сложности работ) установлены выше предусмотренных диапазоном разрядов по приложению 1 к Инструкции.
При этом по каждой категории работников наниматель устанавливает диапазон окладов без пояснений и отображения алгоритма их формирования (например, распределение работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам ЕТС (приложение 1)). В то же время в ЛНПА, касающихся вопросов оплаты труда работников, определяется диапазон окладов по каждой категории или должности работников, предусмотренных в таблице распределения работников организации по разрядам ЕТС, или устанавливается диапазон окладов сразу в таблице распределения работников организации по 4J разрядам ЕТС (приложение 2).
Итак, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и индивидуальных предпринимателей исключена необходимость дифференцирования конечных размеров окладов работников в строгом соответствии с нормами Инструкции путем использования инструментов, предусмотренных Инструкцией (например, повышение в размере до 300 % по нормам п. 5 Инструкции).
Порядок формирования тарифных ставок (окладов), размер диапазонов тарифных ставок, окладов и т.л. должны быть предусмотрены в ЛНПА
Обращаем внимание, что из п. 6 Инструкции, который является «преемником» п. 8 Инструкции № 123, исключен абзац, определяющий порядок исчисления надбавок, доплат, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством, исходя из тарифных ставок рабочих и окладов служащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном п. 8 Инструкции № 123.
Приведем текст исключенного абзаца: «Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты, предусмотренные законодательством, исчисляются исходя из тарифных ставок рабочих и должностных окладов служащих, рассчитанных в порядке, предусмотренном настоящим пунктом».
Говорит ли исключение ланного абзаца о том, что с 1 июня 2010 г. наниматель может устанавливать вышеперечисленные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера по своему усмотрению исхоля из суммы заработка работника, опрелеленного ЛНПА, принятой за базу лля расчета таких выплат?
По мнению автора, эта норма упразднена с целью устранения противоречий в законодательных актах, связанных с предоставленным нанимателю правом самостоятельно определять порядок установления выплат стимулирующего и компенсирующего характера и методики их расчета (кроме тех выплат, нормами законодательства по которым предусмотрен четкий порядок).
Однако исключение данной нормы не меняет установленный в организации порядок расчета таких выплат. Он, как и раньше, определяется нанимателем самостоятельно и отражается в ЛНПА (ст. 63 Трудового кодекса РБ).
В законодательстве существует достаточное количество норм, напрямую или косвенно указывающих на адекватность применения различного рода надбавок и доплат, установленных нанимателем дополнительно к основаниям, предусмотренным трудовым законодательством Республики Беларусь, к тарифным ставкам и окладам работников*.
Например, исходя из условия что в организации установлены диапазоны окладов по категориям работников и присвоенным разрядам, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера будут рассчитываться от установленного работнику оклада.
Обращаем внимание, что п. 9 Инструкции - это фактически обобщенные нормы, которые ранее частично были предусмотрены в п. 14 Инструкции № 123, и заключавшиеся в том, что тарификация отдельных должностей руководителей структурных подразделений и специалистов, которая не определяется согласно приложению 1 к Инструкции, устанавливается в соответствии с приложением 4 к Инструкции.
В новой Инструкции нет приложения, адекватного приложению 4 к Инструкции № 123. Учитывая, что не все должности руководителей были охвачены этим приложением, появилась необходимость более полного отображения этой нормы в новой Инструкции.
Пункт 9 новой Инструкции определяет, что тарификация должностей специалистов и руководителей структурных подразделений, в т.ч. производственных, организаций транспорта, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, горнодобывающей промышленности и других видов деятельности,! должности которых не предусмотрены в приложении 1 к Инст-1 рукции, осуществляется нанимателем самостоятельно в порядке,! определяемом коллективным договором, соглашением или иным ЛНПА, в пределах диапазонов тарифных разрядов по строкам и уровням управления.
‘ Например, нормы Декрета Президента РБ от 23.01.2009 № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики», определяющие, что общая сумма средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, выплачиваемых работникам организаций отраслей экономики независимо от форм собственности, кроме финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, и относимых на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг), включается в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании, в пределах 80 % (по подп. 1.2. п. 1 данного Декрета - в пределах 100 %) суммы заработной платы, исчисленной по сдельным расценкам, а также тарифным ставкам и должностным окладам с учетом их повышений.
Давайте остановимся на еще одном нововведении.
В п. 12 Инструкции («преемник» норм п. 15 Инструкции № 123) отсутствует следующий абзац: «Должность начальника производства может вводиться при наличии в структуре соответствующего производства двух и более производственных подразделений (цехов, участков), объединенных законченным циклом выпуска продукции».
Значит ли это, что ввеление лолжности начальника произволст- ва после 1 июня 2010 г. не регламентируется и наниматель может вволить ее независимо от структуры производства?
По мнению автора, отсутствие в новой Инструкции нормы, регулирующей условия введения должности начальника производства, позволяет нанимателю вводить эту должность независимо от наличия в структуре производства участков и цехов. При этом введение должности начальника производства возможно только при наличии самого производства в организации, так как последним абзацем п. 12 Инструкции предусмотрено, что решение о целесообразности введения должностей руководителей производственных структурных подразделений (мастер, начальник участка, цеха, производства и др.) принимается нанимателем самостоятельно исходя из специфики производственной деятельности организации.
В новой Инструкции полностью отсутствуют нормы, определенные ранее в п. 20 Инструкции № 123, являвшиеся своеобразным гарантом правильности применяемых к работникам разрядов и заключавшиеся в следующем: если тарифный разряд руководителя организации окажется равным или ниже тарифных разрядов руководителей структурных подразделений, структура управления и штаты по решению нанимателя могут быть пересмотрены и излишние звенья управления упразднены. При этом в случае необходимости сохранения структуры управления тарификация руководителей структурных подразделений устанавливается не выше тарифного разряда руководителя организации.
Означает ли это, что после 1 июня 2010 г. разрял руководителя структурного полразлеления или иного руковолителя ниже уровня лиректора по управляемости в структуре организации может быть выше разряла, установленного лиректору в соответствии с нормами п. 15 новой Инструкции, при том, что сама норма, регулирующая порялок опрелеления разряла лиректору, не изменилась?
Отсутствие данной нормы в новой Инструкции допускает вариант тарификации, при котором, например, разряд руководителя структурного подразделения может быть выше разряда директора (если данное допустимо нормами ЛИПА). Пересмотр структуры управления и штатов, упразднение излишних звеньев управления и установление тарификации руководителей структурных подразделений не выше тарифного разряда руководителя организации (при необходимости сохранения структуры управления) может не осуществляться.
Обратите, пожалуйста, внимание на изменения, которые необходимо знать и помнить:
- в п. 18 новой Инструкции («преемник» п. 22 Инструкции № 123) изменен диапазон разрядов, в рамках которого можно тарифицировать помощника руководителя: «на 1-4 разряда ниже заместителя руководителя организации» взамен «на 1-2 разряда ниже заместителя руководителя организации» в старой Инструкции;
-диапазоны разрядов, начиная с номера строки 5.1 до номера строки 5.2 и от уровня управления 1.6 до уровня управления 5.14 (другими словами, всем, кто в таблице распределения работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей по тарифным разрядам ЕТС находится ниже строки 5.1), увеличены на один разряд:
ведущие специалисты - от 13-го до 16-го;
главные специалисты (в структурном подразделении) - от 15-го до 18-го;
начальник бюро, сектора, группы - от 15-го до 18-го;
начальник отдела - от 16-го до 19-го;
начальник управления - от 17-го до 20-го;
главный специалист (руководитель структурного подразделения) - от 1 5-го до 20-го;
мастер - от 12-го до 15-го;
старший мастер - от 13-годо 16-го;
начальник участка, смены - от 14-го до 17-го;
начальник цеха - от 16-го до 19-го;
начальник производства - от 18-го до 21-го.
- в приложении 2 к новой Инструкции «Кратные размеры тарифной ставки первого разряда для расчета тарифных ставок рабочих, не тарифицируемых по разрядам» («преемник» приложения 4 к Инструкции № 123), в приложении 3 к новой Инструкции «Тарифные разряды и тарифные коэффициенты руководителей организаций» («преемник» приложения 5 к Инструкции № 123) и в приложении 4 к новой Инструкции «Коэффициенты повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям» («преемник» приложения 2 к Инструкции № 123) никаких изменений не произошло.
В заключение отметим, что п. 2 Инструкции определил следующее. Применение норм Инструкции для государственных коммерческих организаций и коммерческих организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет 50 % и более (за исключением коммерческих организаций с иностранными инвестициями), для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов обязательно.
Коммерческие организации с иностранными инвестициями, коммерческие организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и индивидуальные предприниматели для тарификации профессий (должностей) работников применяют Инструкцию по своему усмотрению и в соответствии с ЛИПА.
Основное условие, которое должны соблюдать коммерческие организации с иностранными инвестициями, коммерческие организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50 %, и индивидуальные предприниматели, заключается в том, что тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) должны быть установлены не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции.