С 24 января 2016 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон). В ст. 21 Закона закреплен механизм разрешения так называемого конфликта интересов при исполнении обязанностей государственного должностного лица.
Государственные должностные лица (наряду со всеми государственными служащими) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 % (абз. 3 ст. 1 Закона).
Лица, выполняющие организационно-распорядительные обязанности, – лица, имеющие полномочия по руководству трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, в т.ч. дача им обязательных для исполнения указаний, поддержание трудовой дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.).
Законом определено, что руководители государственных органов и иных государственных организаций, а также негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %, в целях предупреждения коррупции обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов (ст. 1, 5, 18-1, 27 Закона).
Справочно: конфликт интересов – это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе (абз. 10 ст. 1 Закона).
Во избежание конфликта интересов кадровой службе организации наряду с требованиями законодательства о труде необходимо учитывать и требования Закона о мерах по предупреждению коррупции.
Полагаем, что целесообразно регламентировать меры по предупреждению коррупции на локальном уровне для уведомления всех заинтересованных лиц.
Предлагаем вашему вниманию готовый документ «Положение об управлении конфликтом интересов в ОАО «АВС». Он разработан на основании Закона и может быть использован организациями как образец при разработке собственных локальных нормативных правовых актов по вопросам управления конфликтом интересов.
Положение об управлении
конфликтом интересов в ОАО «АВС»
1.1. Положение об управлении конфликтом интересов в ОАО «АВС» (далее – Положение) принято на основании Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон «О борьбе с коррупцией»), Трудового кодекса Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 «О служебной информации ограниченного распространения», устава ОАО «АВС» (Общество), иных актов законодательства и локальных нормативных правовых актов ОАО «АВС» в целях противодействия коррупции в ОАО «АВС», защиты имущественных и неимущественных интересов Общества.
1.2. В Положении определены:
основные принципы управления конфликтом интересов;
обязанности государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам, ОАО «АВС» в сфере управления конфликтом интересов;
меры общей профилактики конфликта интересов;
источники информации о конфликте интересов;
порядок проверки информации о конфликте интересов;
порядок раскрытия информации о конфликте интересов;
формы деклараций о конфликте интересов;
примерный перечень ситуаций конфликта интересов;
способы предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
ответственность за нарушение порядка управления конфликтом интересов.
1.3. Положение доводится до государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам (далее – должностные лица), ОАО «АВС» под роспись в журнале по форме согласно Приложению 1 к Положению (далее – Журнал 1), и размещается на внутреннем сетевом ресурсе Общества.
Памятка о порядке раскрытия информации о конфликте интересов с примерным перечнем ситуаций конфликта интересов по форме, утвержденной директором Общества, вручается должностным лицам Общества под роспись в Журнале 1.
1.4. В трудовых договорах (контрактах) с должностными лицами ОАО «АВС» и их должностных инструкциях делается ссылка на Положение с указанием на обязанность его соблюдения.
Внимание, дорогие подписчики! Текст документа "Положение об управлении конфликтов интересов" вы можете получить, отправив запрос на электронный адрес spok.by@gmail.com Укажите в нем название организации, УНП, свой e-mail, имя и получите дополнительные материалы на e-mail.
Руслан Киеяня, юрист