В журнале «Я – специалист по кадрам» (2016, № 3, с. 32) мы начали разговор об изменениях, внесенных Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», вступившим в законную силу 24 января 2016 г. В этом номере журнала мы продолжаем начатую тему.
Новым Законом для большинства государственных должностных лиц отменено ограничение по выполнению иной оплачиваемой работы, которое предусмотрено абз. 2 части первой ст. 17 прежнего Закона.
Справочно:
23 января 2016 г. утратил силу Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее – прежний Закон) и 24 января вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – новый Закон).
Соответствующее ограничение сохранено только для государственных должностных лиц, занимающих должности государственной службы, а также для государственных должностных лиц, которые занимают должности:
– руководителей организаций;
– заместителей руководителей организаций;
– главных бухгалтеров организаций.
Новый Закон разрешает таким лицам заниматься на оплачиваемой основе:
– работой, связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы);
– научной деятельностью;
– культурной деятельностью;
– творческой деятельностью;
– медицинской практикой;
– работой, выполнение которой разрешено Конституцией.
В отличие от прежнего Закона, новый Закон разрешает указанным государственным должностным лицам заниматься:
– не преподавательской деятельностью, а лишь педагогической деятельностью (в части реализации содержания образовательных программ);
– другой оплачиваемой работой в случаях, предусмотренных иными законодательными актами.
Ограничения, которые необходимо включить в обязательства
Учитывая требования ст. 16 нового Закона и сложившуюся многолетнюю практику подписания обязательства и контроля за его соблюдением, полагаем, что:
1) в обязательство подлежит включению исчерпывающий перечень ограничений, которые обязано соблюдать государственное должностное лицо;
2) соответствующие ограничения установлены частями первой – третьей ст. 17, ст. 18–20 нового Закона;
Справочно:
ограничение по членству в политических партиях, предусмотренное частью третьей ст. 17 нового Закона, следует включать в новое обязательство только тех лиц, которые занимают должности, прямо перечисленные в частях шестой и седьмой ст. 13 Закона о политических партиях.
3) в обязательство государственных должностных лиц, занимающих должности государственной службы, дополнительно включаются ограничения, установленные актами законодательства о государственной службе.
Ограничения, предусмотренные частью первой ст. 18 нового Закона, следует включать в обязательство только лиц, занимающих должности государственной службы, перечисленные в этой норме, а требования части второй ст. 18 нового Закона – в обязательство только руководителя (его заместителей) и главного бухгалтера (его заместителей) государственной организации (обособленного подразделения).
Ограничения, установленные ст. 19 нового Закона, необходимо включать в обязательство только тех государственных должностных лиц, которые занимают должности руководителя (его заместителей) и главного бухгалтера (его заместителей) организации.
Требования ст. 20 нового Закона (кроме части третьей), обязывающей передавать в доверительное управление государства доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, следует включать в обязательство только тех государственных должностных лиц, которые занимают должности государственной службы.
Норму части третьей ст. 20 нового Закона (предоставляет лицам, имеющим в собственности доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, право лично либо через иных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями) рекомендуется включать в обязательство всех государственных должностных лиц.
Справочно:
в новой редакции ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (п. 5-1) выделяются 2 самостоятельных основания для увольнения государственного должностного лица:
– нарушение обязательства;
– совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.
Организационно-практические мероприятия
Оформить новое обязательство и ознакомить с ним под роспись кандидатов на должность государственного должностного лица (государственных должностных лиц) является обязанностью кадровой службы организации (ст. 16 нового Закона).
Образец примерной (специальной) формы обязательства для руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров негосударственных организаций смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Поэтому кадровым службам государственных органов, иных государственных организаций, а также негосударственных организаций, в уставных фондах которых доля государственной собственности составляет 50 % и более, необходимо провести совместно с другими службами значительный объем организационно-практических мероприятий.
При этом целесообразно:
– разработать новые формы обязательства и обеспечить их утверждение локальным нормативным правовым актом организации;
– определить сроки ознакомления с новым обязательством лиц;
– при большом количестве таких лиц разработать и обеспечить утверждение соответствующего графика;
– разъяснить лицам, занимающим должности государственных должностных лиц, что неподписание ими нового обязательства повлечет за собой лишение их статуса государственного должностного лица;
– определить порядок лишения государственных должностных лиц, отказавшихся подписать новое обязательство, статуса государственного должностного лица (увольнение, перевод на другую должность и т.д.).
Порядок оформления обязательства
Новое обязательство рекомендуется оформлять на обычном листе бумаги (не на бланке) с указанием в верхней части листа наименования обязательства (например, «Обязательство по соблюдению ограничений, установленных Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»).
Образец примерной (общей) формы обязательства для государственных должностных лиц негосударственных организаций (кроме руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и заместителей главных бухгалтеров негосударственных организаций) смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
Новое обязательство целесообразно излагать от имени государственного должностного лица без указания наименования соответствующей должности, поскольку в период службы (работы) в организации государственное должностное лицо может переводиться с одной должности на другую, а наименование одной и той же должности может неоднократно изменяться.
В то же время наименование должности следует указывать в новом обязательстве:
– руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера государственной организации и организации, в уставном фонде которой доля государственной собственности составляет 50 % и более;
– руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера обособленного подразделения государственной организации.
В нормативных правовых актах, определяющих правовой статус лиц, находящихся на государственной службе (Закон о государственной службе), вместо терминов «работа», «трудовые обязанности» и «трудовая деятельность», как правило, используются аналогичные по содержанию термины «служба», «служебные обязанности» и «служебная деятельность».
Поэтому в тексте нового обязательства для государственных должностных лиц, должности которых относятся к должностям государственной службы, нет необходимости использовать словосочетания «служба (работа)», «служебные (трудовые) обязанности», «служебная (трудовая) деятельность», а достаточно использовать слова «служба», «служебные обязанности» и «служебная деятельность».
Так, в тексте нового обязательства государственных должностных лиц, должности которых не относятся к должностям государственной службы, достаточно использовать слова «работа», «трудовые обязанности» и «трудовая деятельность».
В тексте обязательства можно учесть пол государственного должностного лица, в связи с этим может:
– использоваться слово «супруг» (если обязательство подписывает лицо женского пола) либо слово «супруга» (если обязательство подписывает лицо мужского пола);
– в последнем абзаце нового обязательства, в котором разъясняется ответственность за несоблюдение установленных обязательством ограничений, использоваться словосочетание «я могу быть привлечена» (если обязательство подписывает лицо женского пола) либо словосочетание «я могу быть привлечен» (если обязательство подписывает лицо мужского пола).
Руслан Киеня, юрист
Документы:
Закон Республики Беларусь от 05.10.1994 № 3266-XII «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях).
Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о государственной службе).