Вопрос об аттестации работников имеет важное практическое значение в регулировании трудовых отношений. Однако многие наниматели пытаются заменить аттестацию на иные формы проверки и оценки квалификации работников – квалификационные экзамены, собеседования, тесты и т.д. Все это не гарантирует получение наиболее полной информации о работниках, их профессиональном уровне. Не стоит также забывать, что проведение аттестации – это исполнение нормы Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет).
Чтобы аттестация в вашей организации прошла успешно, предлагаем подробную информацию о процессе ее подготовки и проведения.
Законодательная база
Аттестация всегда вытекает из трудового правоотношения. Порядок проведения аттестации работников – руководителей и специалистов организаций независимо от форм собственности (далее – работники) регламентирован Типовым положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 784 (далее – Положение). Документ принят в целях обеспечения выполнения подп. 2.3 п. 2 Декрета Президента РБ.
ЭТО ВАЖНО! <...>
О целях аттестации
Принципы аттестации
Аттестация основывается на следующих принципах:
Периодичность аттестации
Периодичность проведения аттестации работников устанавливает руководитель, но она не может проводиться реже одного раза в 3 года (подп. 2.3 п. 2 Декрета).
Пример
Спустя время после проведения очередной аттестации у нанимателя возникла необходимость внедрить иные условия оплаты труда работникам. Для этого он вправе провести аттестацию работников вновь.
Кто освобожден от аттестации?
Аттестация в документах
Организационную работу по подготовке к аттестации осуществляет кадровая служба организации (специалист по кадрам) при участии руководителей структурных подразделений, представителей профсоюза (если он создан).
До начала аттестации вы должны подготовить:
– приказ (распоряжение) о проведении аттестации (форма не унифицирована);
– список работников, подлежащих аттестации;
– графики проведения аттестации;
– характеристики на работников, подлежащих аттестации (форма не унифицирована);
– бланки аттестационных листов.
Образцы приказов о проведении аттестации, списка работников, подлежащих аттестации, графика проведения аттестации, примерного плана мероприятий по подготовке и проведению аттестации смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21–24 журнала.
Также необходимо определить количество аттестационных комиссий, их состав, провести разъяснительную работу с работниками о целях и порядке проведения аттестации.
Готовим приказ (распоряжение)
Образец приказа о проведении аттестации смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21–22 журнала.
Характеристика – важный документ
Готовит характеристику, подписывает ее, а также доводит ее содержание до сведения работника руководитель структурного подразделения. Характеристику на работника, указанного в части второй п. 7 Положения, подписывает руководитель вышестоящего государственного органа (организации) или уполномоченное им должностное лицо; на работника, указанного в части третьей п. 7 Положения, – руководитель организации.
Представляйте характеристику вместе с должностной инструкцией в аттестационную комиссию не позднее чем за 10 дней до начала аттестации.
Работник может быть не согласен с содержанием характеристики. В этом случае он излагает причины своего несогласия на заседании аттестационной комиссии.
График аттестации
В графике необходимо указывать:
Образец графика проведения аттестации смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Состав комиссии
Для проведения аттестации создают комиссию. В ее состав могут входить представители вышестоящих государственных органов (организаций), а также профсоюзов. Комиссия рассматривает представленные материалы, заслушивает работника и руководителя.
Проведение аттестации возможно при условии участия в заседании аттестационной комиссии большинства ее членов. По результатам аттестации комиссия тайным голосованием принимает одно из решений:
– о соответствии работника занимаемой должности;
– неполном соответствии занимаемой должности с повторной аттестацией через год при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;
– несоответствии занимаемой должности.
Образец бюллетеня для тайного голосования смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
Комиссия не вправе по своей инициативе принять заключение о принятии решения открытым голосованием.
Принятым считается только то решение, за которое подано большинство голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов принимается решение в пользу аттестуемого работника.
Итоги аттестации в теории
Итоги аттестации на практике
В большинстве случаев по итогам аттестации наниматель индивидуально принимает решение по каждому работнику.
Во многих организациях практикуют утверждение мероприятий по внедрению предложений аттестованных работников по совершенствованию управления производством и внедрению технических новинок. Материалы аттестации используются для формирования резерва руководящих кадров и обучения работников.
Справочно: рассматривая исковые требования о восстановлении на работе лиц, уволенных по п. 3 ст. 42 Трудового кодекса РБ из-за несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы, суды должны иметь в виду, что расторжение трудового договора по мотиву отсутствия специального образования, если оно по законодательству не является обязательным условием при заключении трудового договора, недопустимо.
Выводы аттестационной комиссии об отсутствии у работника необходимых деловых качеств подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. При этом суд должен проверить, соблюдены ли нанимателем соответствующие положения о порядке проведения аттестации (постановление Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РБ от 25.09.2003 № 11, от 26.06.2008 № 5)).
Итоги аттестации в документах
Аттестация руководителей, назначение или утверждение которых производят вышестоящие государственные органы (организации), осуществляется аттестационными комиссиями этих органов.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, на основании Положения могут разрабатывать отраслевые положения об аттестации работников. В них конкретизируют сроки, критерии и методы оценки профессионально-деловых и личностных качеств работников с учетом специфики трудовой деятельности.
Руководители иных республиканских органов государственного управления и организаций вправе (но не обязаны) при необходимости сообщать работникам, подлежащим аттестации, примерный перечень вопросов к аттестации.
<...>