Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Что надо знать об административной ответственности за нарушение порядка и сроков выдачи справок либо иных документов

 
Основные понятия

Административная ответственность за нарушение порядка и сроков выдачи справок либо иных документов предусмотрена ст. 9.26 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В первоначальной редакции данная статья так и называлась: «Нарушение порядка и сроков выдачи справок либо иных документов, а также сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для выдачи справок либо иных документов».

Под административными процедурами понимают действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в т.ч. заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

Уполномоченным лицом считается государственный орган, иная организация, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры (Закон РБ от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон)).

Под заинтересованным лицом понимается гражданин РБ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в т.ч. индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо РБ, иная организация, обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры.

Соответственно субъектом административной ответственности по ст. 9.26 КоАП может быть только уполномоченное лицо, а именно: руководитель государственного органа, иной организации или работник государственного органа, иной организации, ответственный за выполнение соответствующих функций. Эти функции должны быть в установленном порядке закреплены за работником (например, предусмотрены в его должностной инструкции или в соответствующем приказе).

Пример 1

Секретарь общественной организации защиты животных «Добродетель» отказал гражданину в выдаче справки о том, что он принимал участие в отдельных мероприятиях, проводимых данной организацией, сославшись на то, что им не представлена квитанция об уплате членских взносов за прошедший год.

За это секретарь был привлечен к административной ответственности по ст. 9.26 КоАП в виде штрафа в размере 4 базовых величин. В данном случае налицо нарушение законодательства об административных процедурах: требование представить квитанция об уплате членских взносов, что не предусмотрено законодательством.

Однако вышестоящий орган отменил это постановление, так как секретарь общественной организации не может быть субъектом такого правонарушения, поскольку в его функции не входит выдача подобных квитанций.

Ответственность за другие нарушения административных процедур

В процессе осуществления административных процедур могут не только нарушаться порядок и сроки выдачи справок и других документов, но и совершаться другие нарушения, которые наказуемы (ст. 9.26 КоАП).

Административная ответственность наступает:

1) за требование представления документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательством;
2) несоблюдение установленных законодательством сроков представления документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры;
3) несоблюдение сроков осуществления административной процедуры;
4) неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры.

До принятия Закона вопросы, связанные с установлением перечней представляемых для осуществления административных процедур документов и (или) сведений, регулировались самими органами, осуществляющими такие процедуры. В результате практически в каждом органе существовал свой порядок работы с заявителями, который был направлен, в первую очередь, на обеспечение удобства самих органов, а не заявителей. При этом собирали всю необходимую информацию обращающиеся лица. От них требовали документы, которые могли выдаваться в соседнем кабинете, а также документы, которые вообще не имели никакого значения для рассмотрения дела и требовались для подстраховки. Теперь же законодатель закрепил перечень документов, которые можно потребовать от заявителя.

Перечни документов

В перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами (далее – перечни), могут включаться лишь документы и (или) сведения, которые необходимы для осуществления административной процедуры и могут быть представлены только заинтересованным лицом (ст. 15 Закона).

В перечни не могут включаться документы и (или) сведения, которые имеются в уполномоченных органах или могут быть получены ими от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных.

Какие документы можно требовать от заинтересованного лица для проведения административных процедур

От заинтересованного лица можно требовать документы:

– удостоверяющие личность гражданина; подтверждающие служебное положение руководителя юридического лица, а также удостоверяющие его личность; подтверждающие государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя;
– подтверждающие полномочия представителя заинтересованного лица;
– подтверждающие согласие заинтересованного лица на представление по запросу уполномоченного органа другими государственными органами, иными организациями документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, содержащих информацию, касающуюся заинтересованного лица и относящуюся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне, если заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно;
– подтверждающие внесение платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, за выдачу запрашиваемых уполномоченным органом документов и (или) сведений, если за их выдачу законодательством предусмотрена плата и заинтересованное лицо не представило такие документы и (или) сведения самостоятельно.

Иные документы и (или) сведения от заинтересованного лица требовать запрещается.

Пример 2

Достаточно распространено нарушение, связанное с электронной очередью.

Так, гражданин М., намереваясь обменять водительское удостоверение, к 13.45 приехал с уже напечатанным заявлением и квитанциями в одно из подразделений ГАИ.

На обмен документов очереди не было. В 14.00 открывалось окошко, М. подал документы. Ему задали вопрос: «Где талончик?» и без него документы принимать отказались. Талончик выдавали в другом окошке на оформление заявления, а у М. оно уже было оформлено. Налицо конкретное нарушение правил, установленных законодательством об административных процедурах.

Документы и (или) сведения, необходимые для осуществления административной процедуры, не включенные в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами, определяются законодательством об административных процедурах. Их запрашивает уполномоченный орган самостоятельно. Однако заинтересованное лицо при подаче заявления вправе самостоятельно представить документы и (или) сведения. При этом нужно учитывать, что представление таких документов – это именно право лица, а никак не его обязанность.

Подобные случаи самостоятельного сбора документов должны быть исключительными случаями и не могут рассматриваться в качестве общего правила. Прямое или косвенное перекладывание бремени представления документов и (или) сведений с уполномоченного органа на заинтересованное лицо подрывает саму сущность принципа «одно окно» и является недопустимым.

Сроки осуществления административных процедур

Административная процедура осуществляется в срок, определяемый исходя из времени, требуемого для получения и обработки всех документов и (или) сведений, необходимых для ее выполнения. Она не может превышать 15 дней, а в случае направления уполномоченным органом запроса в другие государственные органы, иные организации – одного месяца, если иной срок не предусмотрен законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ.

Днем начала осуществления административной процедуры считается день регистрации заявления заинтересованного лица с приложением всех документов и (или) сведений, включенных в перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованным лицом, а также истребованных соответствующим органом.

День окончания осуществления административной процедуры по общему правилу – это день исполнения административного решения.

Если для исполнения административного решения необходимо выдать заинтересованному лицу справку или другой документ и заинтересованное лицо не явилось за их получением до истечения установленного срока осуществления административной процедуры, днем окончания осуществления административной процедуры считается день, когда справка или другой документ были подготовлены уполномоченным органом, при условии надлежащего уведомления об этом заинтересованного лица.

Пример 3

При увольнении трудовую книжку выдают работнику в день увольнения (в последний день работы) (часть седьмая ст. 50 Трудового кодекса РБ).

Гражданин Ф. в день увольнения за трудовой книжкой не явился. Он пришел только спустя неделю и предъявил претензии к сотрудникам кадровой службы, угрожая привлечением их к ответственности за несвоевременную выдачу трудовой книжки.

Никакой ответственности в данном случае работники кадровой службы не понесут, так как с их стороны нарушений допущено не было: административная процедура (внесение записи в трудовую книжку об увольнении) была осуществлена в день увольнения, гражданин Ф. был уведомлен о необходимости забрать ее в день увольнения.

Взимание платы за административные процедуры

Случаи взимания платы за осуществление административных процедур предусмотрены в ст. 13 Закона.

В частности, определены виды платы, взимаемой за осуществление административных процедур. К ним отнесены: сборы (пошлины), уплачиваемые заинтересованными лицами; плата за услуги (работы), оказываемые при осуществлении административных процедур, вносимая заинтересованными лицами уполномоченным органам, другим государственным органам, иным организациям.

Размер оплаты за осуществление административных процедур не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с их осуществлением. Иными словами, такая плата идет на компенсацию издержек для осуществления административной процедуры и не может быть направлена на извлечение прибыли.

Правонарушителем может быть только руководитель государственного органа, иной организации или работник другой организации, ответственный за выполнение соответствующих функций (ст. 9.26 КоАП).

Административная ответственность за совершенное правонарушение выражается в виде штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Кто может привлекать к ответственности?

Правом составлять протоколы по данной категории дел и рассматривать их наделены органы Комитета государственного контроля РБ (ст. 3.7 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях).

От имени органов Комитета государственного контроля РБ дела об административных право-нарушениях вправе рассматривать председатель Комитета государственного контроля РБ и его заместители, директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ и его заместители, начальники главных управлений (управлений) и их заместители, председатели комитетов государственного контроля областей и их заместители, председатели межрайонных комитетов государственного контроля и лица, их замещающие, начальники органов финансовых расследований и их заместители.
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.