Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Что нужно знать кадровику о локальных нормативных правовых актах. Классификация, оформление, применение


КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ

Определение ЛНПА дано в ст. 1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК). Под ЛНПА следует понимать коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

Основные задачи ЛНПА заключаются в локальном регулировании условий труда, конкретизации, уточнении норм законодательства, повышении уровня гарантий, предоставляемых работникам, и т.д.

ЛНПА отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организации и помогают нанимателю регламентировать вопросы, которые в ТК не раскрыты или являются спорными. В определенной степени они позволяют восполнить пробелы законодательства о труде.

В ЛНПА можно подробно определить:

– действия работников и нанимателя в случае простоя (порядок сообщения о простое, нахождение работников на рабочем месте во время простоя, вопросы оплаты труда на время простоя и т.д.);
– порядок предоставления социального отпуска на часть рабочего дня и порядок суммирования неотработанных часов в течение рабочего или календарного года.

В ПВТР можно предусмотреть разные режимы работы для разных категорий работников.

Также в организации могут приниматься и действовать локальные акты, которые отражают существующие деловые обычаи, корпоративные традиции, этические нормы. Их наличие необязательно.

ЭТО ВАЖНО! ЛНПА всегда содержат юридические нормы. Именно они придают документу нормативный и общеобязательный характер.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛНПА

Законодатель установил общее требование к содержанию ЛНПА: их нормы не должны ухудшать положение работников. В противном случае такие ЛНПА не подлежат применению.

При составлении и оформлении ЛНПА следует руководствоваться:

- Государственным стандартом РБ СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
- Методическими указаниями по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденными приказом председателя Белкомархива от 16.09.2005 № 41;
- Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4.

Обратите внимание: ЛНПА могут утверждаться одним из 2 возможных способов:

1) путем издания отдельного распорядительного документа (приказа, распоряжения), которым документ утверждается и вводится в действие;
2) путем проставления на документе грифа утверждения («УТВЕРЖДАЮ»), который содержит личную подпись руководителя организации.

РАБОТНИК ДОЛЖЕН ОЗНАКОМИТЬСЯ СО ВСЕМИ ЛНПА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИМИ ЕГО ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ

Обязанность нанимателя при приеме на работу ознакомить работника под роспись с ПВТР, иными ЛНПА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, установлена ТК. Это же требование действует и в случаях изменения норм и положений ЛНПА.

Как правило, если штатная численность организации небольшая – от 15 до 30 человек, то трудностей с ознакомлением не возникает. Другое дело, если в организации работает 100 и более человек.

Предлагаем специалистам по кадрам 2 варианта ознакомления работников с ЛНПА:

1) оформить ознакомительные листы. Они должны быть прикреплены к самому ЛНПА, т.е. прошиты и пронумерованы вместе с актом;
2) оформить журналы (или журнал) ознакомления с ЛНПА. В таких журналах работники будут проставлять свои подписи и даты ознакомления с ЛНПА.

ФОРМЫ ПРИНЯТИЯ ЛНПА

Соблюдение порядка принятия локальных документов имеет важное значение как для нанимателя, так и для работников.

Можно выделить следующие формы принятия локальных документов:

1) принятие того или иного локального документа может происходить по инициативе самого нанимателя в пределах его компетенции.

Единолично наниматель может принимать и утверждать: штатное расписание, должностные инструкции и квалификационные характеристики, приказы, распоряжения;

2) принятие ЛНПА нанимателем с учетом мнения профсоюза либо иного представительного органа работников в пределах его компетенции, например:

– коллективный договор (ст. 363, 369 ТК);
– ПВТР (ст. 195 ТК);
– график трудовых отпусков (ст. 168 ТК);
– график работ, сменности (ст. 123 ТК).

Локальные документы, наличие которых обязательно во всех организациях

В эту группу ЛНПА входят:

– ПВТР;
– штатное расписание;
– должностные (рабочие) инструкции;
– графики работ (сменности);
– график отпусков;
– положения и инструкции по охране труда и технике безопасности.

Локальные документы, которые принимают при наличии определенных условий

Для регулирования отдельных ситуаций в организации могут быть разработаны и приняты следующие ЛНПА:

– положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
– положение о комиссии по трудовым спорам;
– положение о порядке проведения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, обучения их вторым профессиям;
– положение об оплате труда в особых условиях и т.д.
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.