Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Что следует знать нанимателю, если работника-иностранца депортировали

Наниматели, у которых трудятся работники-иностранцы, могут столкнуться с нестандартной ситуацией – невозможностью продолжения трудовых отношений с сотрудником по причине его депортации. Что следует учесть при возникновении таких обстоятельств, рассмотрим в статье.

Справочно:

под депортацией следует понимать административное выдворение за пределы Республики Беларусь, применяемое в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства (ст. 6.11 КоАП).

 

Депортация является одним из видов административных взысканий, применяемых за совершение административных правонарушений.

Иностранец может быть депортирован в одно из следующих государств:

– государство гражданской принадлежности;

– государство обычного места жительства;

– государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь;

– государство, изъявившее желание его принять;

– государство, ходатайствующее о его выдаче;

– государство, с которым Республика Беларусь заключила соглашение о реадмиссии (п. 3 Положения).

Иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях, определенных законодательными актами Республики Беларусь, и в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (ст. 64 Закона о правовом положении).

 

 

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Документ:

Положение о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 № 333 (далее – Положение).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении).

 

За что могут депортировать?

Исходя из правоприменительной практики привлечение к административной ответственности в виде депортации в большинстве случаев осуществляется за совершение действий, образующих состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 23.53, 23.55 КоАП:

– проживание без регистрации по месту жительства или по месту пребывания в случаях, когда регистрация по месту пребывания является обязательной;

– проживание без документов, удостоверяющих личность, либо по недействительным документам, удостоверяющим личность;

– пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего;

– уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания и др.

При отсутствии оснований полагать, что иностранец может уклониться от исполнения постановления о депортации, ему предоставляется право добровольно и за счет своих средств покинуть пределы Республики Беларусь.

В целях обеспечения исполнения постановления о депортации иностранный гражданин может быть задержан на основании протокола административного задержания с санкции прокурора на срок, необходимый для исполнения данного постановления.

При депортации иностранца в его документе для выезда за границу проставляется соответствующая отметка.

Справочно:

реадмиссия – согласие государства на прием обратно на свою территорию своих граждан (а также – в некоторых случаях – иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства.

 

Правовые последствия депортации

Депортация иностранца в соответствии с законодательством Республики Беларусь влечет за собой сокращение срока его временного пребывания в Республике Беларусь, аннулирование разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь. Аннулирование указанных разрешений, в свою очередь, влечет аннулирование специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, выданного нанимателю в отношении иностранного работника (п. 17 Положения). Это означает, что трудовой договор с работником должен быть прекращен.

Справочно:

постановление о депортации исполняется компетентным органом, его вынесшим, а постановление о депортации, вынесенное судьей, – органом внутренних дел Республики Беларусь исходя из минимального периода времени, необходимого для выезда иностранца из Республики Беларусь.

Справочно:

срок выезда иностранца из Республики Беларусь не должен превышать 30 суток с даты вынесения постановления о депортации.

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовой миграции).

 

По какому основанию уволить такого работника?

Прекращение трудовых отношений с иностранцами осуществляется в порядке, определенном законодательством о труде Республики Беларусь. Однако ТК не содержит отдельного основания расторжения трудового договора в случае депортации работника.

Срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия специального разрешения (часть четвертая ст. 32 Закона о трудовой миграции). Это означает, что срок действия трудового договора с иностранцем напрямую определяется сроком действия специального разрешения. Следовательно, с момента окончания срока действия специального разрешения или его аннулирования иностранный сотрудник работать не вправе.

Расторжение трудового договора с иностранным работником, подлежащим депортации, целесообразно осуществлять по основанию, предусмотренному п. 1 части второй ст. 35 ТК, которое позволяет прекратить трудовой договор в любое время по соглашению сторон, его заключивших.

Когда наниматель обязан обеспечить выезд иностранного работника из Республики Беларусь

Наниматель обязан обеспечить за свой счет выезд из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта в случае:

– досрочного расторжения трудового договора по требованию трудящегося-иммигранта в связи с нарушением нанимателем Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь о труде, коллективного договора или трудового договора с трудящимся-иммигрантом;

– аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или специального разрешения по вине нанимателя Республики Беларусь, если не имеется иных оснований для пребывания иностранца в Республике Беларусь (часть вторая ст. 36 Закона о трудовой миграции).

Таким образом, обязанность нанимателя по обеспечению выезда иностранного работника за пределы Республики Беларусь наступает только в случае совершения им виновных действий. С учетом того что досрочное расторжение трудового договора, имеющее место при депортации сотрудника, осуществляется не по вине нанимателя, обязанности обеспечить выезд работника за пределы страны у него не возникает.

Справочно:

в случае депортации из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта наниматель обязан возместить расходы, связанные с депортацией из Республики Беларусь трудящегося-иммигранта, принятого на работу с нарушением порядка осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, установленного Законом о трудовой миграции и другими актами законодательства Республики Беларусь, а также в случае аннулирования специального разрешения (ст. 36 Закона о трудовой миграции).

 

Кто несет расходы по депортации иностранного работника?

Расходы, связанные с депортацией или высылкой, производятся за счет средств иностранца либо ходатайствующего лица. В случае если возмещение расходов за счет средств указанных лиц невозможно, депортация, высылка либо передача иностранцев сопредельным государствам осуществляются за счет средств республиканского бюджета (ст. 69 Закона о правовом положении).

 

Светлана Семенихина, юрист

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.