С учетом норм действующего законодательства право на трудоустройство на территории Республики Беларусь имеют две категории иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранцев):
– иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь;
– иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в т.ч. временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь.
Иностранцы вправе заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь с учетом ограничений, предусмотренных ст. 19 и 20 Закона о правовом положении иностранцев (часть первая ст. 11 Закона о правовом положении иностранцев).
Таким образом, порядок трудоустройства иностранцев, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, аналогичен порядку приема на работу граждан Республики Беларусь, за исключением определенных ограничений. Лица указанной категории не могут быть приняты на работу в организации по должностям и профессиям, для занятия которых требуется гражданство Республики Беларусь (например, государственная служба в государственных органах, органах внутренних дел, органах финансовых расследований, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и др.).
Трудоустройство в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, возможно:
– при содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала;
– самостоятельно, т.е. без содействия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала (ст. 21 Закона о внешней трудовой миграции).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон о правовом положении иностранцев).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о внешней трудовой миграции).
Справочно:
порядок оказания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по подбору персонала из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 885.
Условия трудоустройства иностранцев
Обязательными условиями для осуществления трудящимися-иммигрантами, не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности в Республике Беларусь являются:
– отсутствие возможности обеспечить занятие свободных рабочих мест (вакансий) гражданами Республики Беларусь и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
– получение нанимателем Республики Беларусь специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и заключение трудового договора (ст. 23 Закона о внешней трудовой миграции).
ЭТО ВАЖНО! При трудоустройстве иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, нанимателю дополнительно потребуется получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (часть первая ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции).
ЭТО ВАЖНО! Трудоустройство иностранцев без необходимых разрешений может повлечь для нанимателей Республики Беларусь ответственность, предусмотренную ч. 4 и 5 ст. 23.55 КоАП.
Категории иностранцев, которые могут быть трудоустроены без специального разрешения
Прием на работу без специального разрешения допускается в отношении:
– граждан стран Евразийского экономического союза: Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики (пп. 1, 2 ст. 97 Договора ЕЭС);
– лиц, перечисленных в части второй ст. 2 Закона о внешней трудовой миграции, – иностранцев, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь или ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике
еларусь, руководителей представительств иностранных организаций и др.;
– для иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности (подп. 5.7 п. 5 Декрета № 7).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор ЕЭС) вместе с приложениями 1–33 (подписан в г. Астане 29.05.2014).
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Условия и порядок выдачи специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь
Специальное разрешение выдается в отношении иностранца при наличии заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь, выданного органом по труду, занятости и соцзащите, за исключением случая выдачи специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации (часть вторая п. 16 Инструкции № 173).
Наличие отрицательного заключения органа по труду, занятости и соцзащите является основанием для отказа в выдаче специально-го разрешения.
Отрицательное заключение выдается, в частности, если:
– нанимателем не представлены в орган по труду сведения о вакансии, на которую привлекается иностранец;
– сведения о вакансиях находились в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» менее 15 рабочих дней до получения запроса (для нанимателя, являющегося инвестором либо созданного с участием инвестора (инвесторов), и (или) нанимателя, привлекающего иностранца, являющегося высококвалифицированным работником, – менее 7 рабочих дней);
– наниматель 3 и более раза отказал в приеме на работу лицам, имеющим необходимую квалификацию, которые направлены для трудоустройства органом по труду в период нахождения в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» вакансии, на которую привлекается иностранец;
– в течение 6 календарных месяцев, предшествовавших поступлению запроса подразделения по гражданству и миграции, имелись факты нарушения нанимателем законодательства о труде и занято-сти населения, а также информация о наличии у нанимателя задолженности по выплате заработной платы (п. 10 Инструкции № 30).
Документ:
Инструкция о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденная постановлением МВД Республики Беларусь от 24.06.2016 № 173 (далее – Инструкция № 173).
Документ:
Инструкция о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.06.2016 № 30 (далее – Инструкция № 30).
Выдача специального разрешения
Заявление о выдаче специального разрешения оформляется по следующим формам:
– о выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками) – согласно приложению 6 к Инструкции № 173;
– о выдаче специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся высококвалифицированными работниками, – согласно приложению 7 к Инструкции № 173.
Выдача специального разрешения в отношении иностранного работника является административной процедурой. Сведения о необходимых документах, размере платы за совершение административной процедуры, сроке ее совершения содержатся в пп. 16.7 и 12.17 Перечня административных процедур.
ЭТО ВАЖНО! Документы, выданные компетентными органами иностранных государств, принимаются при наличии их легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь. Документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, заверенным нотариально, если иное не предусмотрено законодательством об административных процедурах (п. 6 ст. 15 Закона № 433-З).
Выдача специального разрешения осуществляется по месту регистрации нанимателя подразделением по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Мингорисполкома (для нанимателей, зарегистрированных в г. Минске) или управления внутренних дел областного исполкома (для нанимателей, зарегистрированных в других населенных пунктах).
При наличии обстоятельств, изложенных в ст. 30 Закона о внешней трудовой миграции, уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения.
Справочно:
высококвалифицированным работником является иностранец:
– имеющий высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет;
– величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которого превышает 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь (абз. 3 ст. 1 Закона о внешней трудовой миграции).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Перечень административных процедур).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З).
Условия и порядок выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы
Наниматель Республики Беларусь, планирующий трудоустроить более 10 иностранных граждан, обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (часть первая ст. 26 Закона о внешней трудовой миграции).
ЭТО ВАЖНО! При определении необходимости получения разрешения в числе, превышающем 10 человек, не учитываются:
– высококвалифицированные работники-иностранцы;
– являющийся иностранцем руководитель коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника.
ЭТО ВАЖНО! Не требуется получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, являющихся победителями (лауреатами) национальных (международных) конкурсов, отмеченных наградами в сфере их профессиональной деятельности (подп. 5.7 п. 5 Декрета № 7).
Разрешение выдается Департаментом по гражданству и миграции при наличии заключения о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории комитета по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполкомов.
Справочно:
выдача специального разрешения в отношении иностранного работника – это административная процедура. Сведения о необходимых документах, размере платы за совершение административной процедуры, сроке ее совершения содержатся в пп. 16.9 и 12.20 Перечня административных процедур.
Продление срока действия разрешения
Срок действия разрешения на привлечение иностранной рабочей силы может быть продлен однократно по заявлению нанимателя.
Основания отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы приведены в ст. 27 Закона о внешней трудовой миграции.
Справочно:
получение специального разрешения обеспечивает наниматель. Иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, вправе осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей Республики Беларусь лишь при условии наличия соответствующего специального разрешения у каждого из них.
Особенности оформления трудового договора с иностранцем
В трудовой договор, заключаемый на территории Республики Беларусь между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, помимо сведений и условий, предусмотренных частью второй ст. 19 ТК, должны быть дополнительно включены:
– порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;
– условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта (ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции).
При этом следует учесть, что срок трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока действия специального разрешения (часть третья ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции).
Указанный срок составляет:
– 2 года – в отношении высококвалифицированных работников;
– 1 год – в отношении иных работников (п. 16.7 Перечня административных процедур).
С учетом данного обстоятельства с работником-иностранцем может быть заключен только срочный трудовой договор, в т.ч. и контракт.
ЭТО ВАЖНО! Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь заключается в письменной форме на русском и (или) белорусском языке. В случае если русский и белорусский язык не является родным или понятным для работника, трудовой договор заключается также на родном или ином понятном для него языке.
В месячный срок со дня заключения трудового договора с иностранцем наниматель обязан зарегистрировать заключенный трудовой договор в подразделении по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Мингорисполкома, управлений внутренних дел облисполкомов (абз. 6 части второй ст. 36 Закона о внешней трудовой миграции).
Последующей регистрации подлежат также вносимые в него изменения и (или) дополнения, касающиеся содержания и условий, установленных частью второй ст. 19 ТК и абз. 2 и 3 части второй ст. 32 Закона о внешней трудовой миграции.
После подписания сторонами трудового договора наниматель издает приказ о приеме на работу, который следует довести до сведения работника под подпись.
Запись о приеме на работу вносится в трудовую книжку работника. Кроме того, нанимателю потребуется совершить все иные действия, предусмотренные при приеме на работу законодательством о труде (например, провести инструктажи по охране труда, ознакомить работника с локальными нормативными правовыми актами, действующими в организации, и др.).
Справочно:
форма заявления о продлении срока действия разрешения установлена в приложении 2 к Инструкции № 173. Осуществление этой административной процедуры производится с соблюдением требований пп. 16.10 и 12.22 Перечня административных процедур.
Светлана Семенихина, юрист