В наше мобильное время на работу в Республику Беларусь приезжает большое количество трудовых мигрантов и растет число нарушений иностранцами трудового и миграционного законодательства. Поэтому мы подробнее рассмотрим такую проблему, как депортация иностранных граждан, а также выясним, что должен делать наниматель, если это касается работника его организации.
Депортация – административное выдворение, т.е. высылка иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Республики Беларуси. Причины депортации – утрата или прекращение законных оснований для дальнейшего пребывания и проживания в стране иностранца или совершение правонарушений иностранным гражданином.
При ведении процесса по делу об административном правонарушении, влекущем наложение административного взыскания в виде депортации, органы пограничной службы, органы внутренних дел, органы государственной безопасности РБ (далее компетентные органы) и суды руководствуются Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Постановление о депортации исполняет компетентный орган, его вынесший, а постановление о депортации, вынесенное судом, –орган внутренних дел РБ исходя из минимального периода времени, необходимого для выезда иностранца из страны (п. 2 Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.03.2007 № 333 (далее – Положение о депортации)).
Основания для депортации
Основания для вынесения постановления о депортации иностранного гражданина могут быть следующие:
– нарушение иностранцем правил:
въезда, режима транзитного проезда, пребывания в Республике Беларусь;
миграционного учета;
передвижения, выбора места пребывания или жительства;
– отсутствие (утеря) документов, подтверждающих право на пребывание (проживание), если об их утрате не заявлено;
– цель въезда не соответствует фактической деятельности иностранца в Беларуси;
– компетентными органами принято решение:
о нежелательном пребывании (проживании) иностранца в Республике Беларусь;
сокращении срока разрешения на временное проживание или пребывание;
аннулировании вида на жительство (разрешения на временное проживание) или визы;
отказе иностранцу и его семье в статусе беженцев.
Причиной депортации иностранных работников также может оказаться аннулирование разрешения нанимателя на привлечение иностранной рабочей силы в связи с обнаружением несоответствия документов или сведений, послуживших основанием для выдачи нанимателю данного разрешения, требованиям законодательства.
ЭТО ВАЖНО! Аннулирование разрешения на привлечение иностранной рабочей силы является одним из оснований для аннулирования специального разрешения на временное или постоянное проживание иностранного гражданина в Беларуси (ст. 31 Закона РБ «О внешней трудовой миграции»).
В данном случае прекращение трудового договора с иностранным работником возможно в связи с нарушением установленных правил приема на работу (п. 3 ст. 44 Трудового кодекса; далее – ТК), так как при аннулировании разрешения на привлечение иностранной рабочей силы отсутствуют необходимые документы для приема на работу в соответствии с законодательством.
Последствия депортации для иностранного гражданина
Законными основаниями пребывания иностранного гражданина из визового государства на территории Беларуси является наличие у него визы, разрешения на временное проживание (пребывание), разрешения на работу или вида на жительство. Однако в отношении иностранца компетентными органами может быть принято решение об аннулировании или уменьшении срока действия разрешительных документов либо о его нежелательном пребывании в республике. После чего у него есть от 3 до 15 дней, чтобы добровольно покинуть территорию страны. Если этого не происходит, то иностранца могут принудительно депортировать.
Если же иностранный гражданин или лицо без гражданства совершит правонарушение, то на него могут наложить административное наказание в виде выдворения. Покинуть пределы Беларуси он и этом случае может как самостоятельно, под контролем компетентных органов, так и принудительно.
Иностранец, в отношении которого исполнено постановление о депортации, подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации и включается в установленном порядке в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
Копию постановления о депортации в отношении иностранца, имеющего разрешение на временное или постоянное проживание в Республике Беларусь, компетентный орган, исполняющий данное постановление, направляет в орган внутренних дел, который выдал это разрешение.
Обращаем внимание, что иностранцу, в отношении которого принято решение о депортации или высылке, въезд в Республику Беларусь может быть запрещен на срок от 1 года до 5 лет и от 1 года до 10 лет соответственно (части вторая и третья ст. 70 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Отметим, что с 12 июля 2014 г. минимальный срок, на который может быть запрещен въезд в Беларусь иностранцу, будет составлять 6 месяцев.
Действия нанимателя, если документы иностранца утратили законную силу
С каждым годом все больше иностранцев подвергается процедуре высылки с территории Республики Беларусь в связи с нарушением миграционных норм. Поэтому нанимателю следует знать, как нужно действовать
в случае, если его работник нарушит правила пребывания, проживания, передвижения, миграционного учета и работы в республике или совершит иные правонарушения.
Если иностранный гражданин совершает административное правонарушение, например, в части режима пребывания на территории Республики Беларусь, то органы миграции аннулируют его разрешение на работу. Следовательно, находиться и трудиться на законных основаниях в стране он не имеет права и должен выехать за пределы государственной границы Беларуси. В противном случае к нему может быть применено принудительное выдворение.
В случае принятия постановления о депортации или аннулирования разрешения на работу наниматель должен прервать трудовые отношения с иностранным работником досрочно, что обусловлено фактической невозможностью иностранца в дальнейшем выполнять трудовые обязанности. Следовательно, такой работник должен быть уволен. В зависимости от конкретных обстоятельств, например, принудительной или добровольной депортации основаниями увольнения могут быть соглашение сторон (ст. 37 ТК), собственное желание (ст. 40 ТК), требование работника (ст. 41 ТК), прогул (п. 5 ст. 42 ТК).
Пример 1
В отношении иностранца, который работает по срочному трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь, органами внутренних дел принято решение о его депортации. По этому решению депортация должна быть осуществлена в добровольном порядке в течение 15 суток.
Иностранный гражданин обратился к нанимателю с заявлением о расторжении срочного трудового договора согласно ст. 41 ТК в связи с наличием уважительных причин. Наниматель в свою очередь данное требование должен удовлетворить.
Обращаем внимание, что, если иностранный специалист работает по контракту, увольнение может быть осуществлено по соглашению сторон на основании ст. 37 ТК.
Пример 2
По неизвестным причинам иностранный сотрудник отсутствовал в течение нескольких дней на работе. В дальнейшем выяснилось, что работник был депортирован в принудительном порядке на основании части первой п. 6 Положения о депортации. Работник не обращался к нанимателю с заявлением об увольнении.
В данном случае отсутствие сотрудника на работе можно считать отсутствием без уважительных причин и, следовательно, уволить его за совершение прогула без уважительных причин в соответствии с п. 5 ст. 42 ТК.
Справочно: депортация как вид взыскания применяется только за совершение административного правонарушения. А решение о депортации выносится в форме постановления по делу об административном правонарушении (п. 7 ст. 11.9 ПИКоАП).
Следовательно, увольнение иностранного работника, если в отношении его принято решение о депортации, не может быть произведено в связи со вступлением в законную силу приговора суда с назначением наказания, которое делает продолжение работы невозможным (п. 5 ст. 44 ТК), так как данное основание увольнения возможно только при привлечении лица к уголовной ответственности.
Когда наниматель несет расходы по высылке иностранцев
Расходы, связанные с депортацией, производятся за счет иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых вынесено постановление о депортации, либо юридического или физического лица, ходатайствовавших о его въезде, пребывании или проживании в Республике Беларусь.
Пример 3
Органами внутренних дел были задержаны за нарушение миграционного учета иностранцы, въехавшие в Республику Беларусь на основании виз, выданных по ходатайству ЧУП «Альфа».
В отношении данных лиц было принято решение об их депортации. Однако иностранцы не выехали в указанные в решении о депортации сроки, и органами внутренних дел были предприняты принудительные меры по их депортации. В судебном порядке с ООО «ЧУП «Альфа» были взысканы расходы, связанные с депортацией иностранцев.
Таким образом, наниматель несет материальную ответственность за расходы, связанные с депортацией иностранца в принудительном порядке (п. 2 Положения о депортации).
Подтверждением предоставления иностранцу средств для выезда из страны могут выступать маршрутные квитанции, билет и т.п. Поэтому целесообразно в трудовом договоре с иностранцем указывать, какие именно затраты понесет организация в случае его выдворения или депортации (авиабилеты, затраты на перевозку вещей и т.п.).
В случае депортации иностранного работника нет законных оснований пребывания в Республике Беларусь членов его семьи, но оплата их выезда осуществляется самостоятельно, если иное не предусмотрено в трудовом договоре с иностранным специалистом.
Если же работник прибыл в Беларусь в порядке, не требующем оформления визы (вида на жительство), то на нанимателя может быть возложена обязанность оплатить расходы по его выдворению только в тех случаях, когда иностранец был принят на работу с нарушениями миграционного законодательства. Например, если трудовая деятельность осуществлялась без разрешения на работу или у иного нанимателя, не соответствовала должности (квалификации) и т.д.