В строительной организации работают контролеры на контрольно-пропускном пункте. Генеральный директор планирует заключить с ними договор о коллективной материальной ответственности в случае пропажи материальных ценностей (приборов, краски и т.д.). Но эта работа не указана в Примерном перечне работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержденная постановлением Минтруда от 14.04.2000 № 54.
Правомерно ли решение нанимателя?
Неправомерно.
Вопросы, касающиеся коллективной (бригадной) материальной ответственности, в т.ч. необходимости ее введения, перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности, регулируются нормами ст. 406 ТК.
Наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии – самостоятельно утвердить перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 406 ТК).
Вместе с тем заключение с работниками договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности обусловлено невозможностью разграничить материальную ответственность каждого работника при совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей (часть первая ст. 406 ТК)
В обязанности контролера на контрольно-пропускном пункте 4-го разряда входит:
– проверка документов и пропусков у проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта;
– контроль за вывозом (ввозом), выносом (вносом) материальных ценностей, проверка их на соответствие предъявляемым документам;
– участие в проведении контрольных проверок и перевесов вывозимой (выносимой) продукции;
– проведение в установленном порядке личного досмотра вещей, задержание нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности;
– контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на контрольно-пропускном пункте;
– сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости – в отдел охраны, органы внутренних дел, пожарную охрану;
– принятие мер к задержанию правонарушителей, ликвидации пожара;
– прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
Исходя из характеристики работ контролера на контрольно-пропускном пункте 4 разряда основные обязанности, выполняемые контролером, не связаны с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей (выпуск 1 ЕТКС).
В связи с этим у нанимателя отсутствуют основания для включения профессии «контролер на контрольно-пропускном пункте» в перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Таким образом, заключение договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности с контролерами на контрольно-пропускном пункте необоснованно.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с подп. 2.8 п. 2 Декрета № 29 полную материальную ответственность несут работники, с которыми заключены контракты, за ущерб, причиненный нанимателю в результате излишних денежных выплат (за исключением случаев счетной ошибки), неправильного учета и хранения материальных или денежных ценностей, их хищения, уничтожения.
Таким образом, работник, с которым заключен контракт, несет полную материальную ответственность только за ущерб, причиненный нанимателю теми действиями, которые перечислены в подп. 2.8 п. 2 Декрета № 29.
Мария Ковалевич, юрист