В связи с изменением должностных обязанностей работника нанимателю может потребоваться внести изменения в должностную инструкцию. Как это сделать, читайте в настоящей статье.
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ: Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Занятия», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 24.07.2017 № 33 (далее – ОКРБ «Занятия»).
Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Документ: выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденный постановлением Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее – выпуск 1 ЕКСД).
Справочно: трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).
Порядок внесения изменений в должностную инструкцию законодательством о труде не урегулирован. Поэтому организации нужно самостоятельно определить такой порядок и закрепить его на локальном уровне. Специалисту по кадрам при внесении изменений в должностную инструкцию необходимо учитывать следующее:
– как оформлена должностная инструкция (как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ);
– характер вносимых изменений (вносимые изменения могут затрагивать или не затрагивать обязательные условия трудового договора, существенно изменять трудовую функцию и т.д.).
Поскольку трудовые обязанности являются частью трудовой функции (они конкретизируют ее), соответственно их изменение означает изменение трудовой функции, что возможно только по соглашению сторон. По инициативе нанимателя изменить трудовую функцию без согласия работника, в т.ч. и по причинам организационного или технологического характера, нельзя.
Должностные инструкции могут пересматриваться:
– при реорганизации организации;
– изменении законодательства;
– уточнении структуры организации;
– перераспределении функций между структурными подразделениями.
Справочно: локальные документы, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Это относится и к должностным инструкциям.
Работник есть, а должностной инструкции нет
По разным причинам у нанимателя может быть не разработана должностная инструкция на конкретную должность. Однако законодатель не отвечает на вопрос, что делать нанимателю, если должностной инструкции нет, а работник по должности уже работает.
Ситуация
В организации создано новое структурное подразделение. Вначале были приняты специалисты. Позже начальник подразделения разработал на своих подчиненных должностные инструкции. Однако один работник отказывается подписывать инструкцию, объясняя это тем, что в ней перечислены трудовые функции, не относящиеся к его должности.
Алгоритм действий по разработке должностной инструкции, если раньше ее не было
1. Определяем перечень (объем) должностных обязанностей по должности, по которой разрабатывается инструкция.
2. Если должностные обязанности будут в рамках одной квалификационной характеристики:
– утверждаем должностную инструкцию;
– знакомим работника с ней под роспись, а при отказе составляем акт об отказе от ознакомления.
Заметим, что при данном варианте не требуется согласие работника. Такой вывод следует из разъяснений специалистов Минтруда и соцзащиты: при поручении (изменении) должностных обязанностей работника в рамках квалификационной характеристики по должности согласие работника не требуется.
3. Если должностные обязанности будут выходить за рамки соответствующей квалификационной характеристики, но работник их ранее выполнял, то проверяем, есть ли возможность подтвердить факт выполнения работником выходящих за рамки квалификационной характеристики должностных обязанностей.
Подтверждением могут стать свидетельские показания, подписи работника на различных документах (на доверенностях, актах выполненных работ), в т.ч. в локальных нормативных правовых актах, которые регламентируют профессиональные обязанности (например, положение о структурном подразделении и т.п.). Однако вовсе не обязательно, что в случае рассмотрения спора в суде суд учтет эти доказательства.
Если у нанимателя нет достаточных доказательств, что работник ранее выполнял определенные обязанности, то их включение в должностную инструкцию необходимо проводить через процедуру изменения существенных условий труда (ст. 32 ТК).
Изменения должностной инструкции в рамках должностных обязанностей
Согласно разъяснениям начальника отдела трудового законодательства юридического управления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь И.А. Пырко, наниматель может изменить должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности.
В подобной ситуации правовых последствий для работника не будет. При этом наниматель обязан ознакомить работника с внесенными изменениями под роспись. Однако уведомлять заранее об изменении должностной инструкции либо заключать дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не требуется.
Изменение инструкции в рамках одной должности, но по другому коду должности
ОКРБ «Занятия» по отдельным должностям и профессиям предусматривает несколько кодов, которые нередко отражают различное содержание (наполнение) трудовой функции. Например, по должности «Агент» (а точнее, по квалификационной характеристике данной должности в выпуске 1 ЕКСД) предусмотрены следующие коды (см. таблицу):
Код должности по ОКРБ 014-2017 |
Описание (различия между кодами) |
3312-001 |
Специалисты (агенты) по финансам и кредиту (анализируют и оценивают финансовую информацию, содержащуюся в заявках на кредиты и займы, принимают решение об одобрении или неодобрении предоставления кредита или займа клиенту и дают рекомендации по одобрению или неодобрению руководству) |
3333-001 |
Агенты (инспекторы) по трудовым договорам и найму (подбирают вакансии для лиц, ищущих работу, находят работников для нанимателей и оформляют трудовые договоры для реализации конкретных проектов по просьбе организаций всех форм собственности, включая государственные структуры и учреждения, или по трудоустройству на комиссионной основе) |
4110-001 |
Работники, занятые копированием и подготовкой документов, иной специализированной офисной деятельностью (выполняют спектр канцелярских и административных задач в соответствии с установленными процедурами, в т.ч. учетно-статистические и контрольные функции общего характера, неучитываемые в других малых группах) |
4214-001 |
Работники по сбору задолженностей и платежей (коллекторских агентств) и работники других подобных занятий (собирают платежи по просроченным счетам и фальшивым чекам, а также благотворительные платежи) |
4221-001 |
Работники туристических и транспортных агентств (бюро путешествий) |
4229-001 |
Работники по информированию клиентов, не вошедшие в другие начальные группы (например, она включает в себя работников, которые получают и обрабатывают информацию от клиентов, необходимую для определения права на получение услуг (опрос пациентов для получения и обработки информации, касающейся предоставления больничных услуг, опрос претендентов на государственную помощь для сбора информации, относящейся к их охвату этой помощью, и т.п.) |
4322-001 |
Работники, занятые учетом продукции (диспетчеризацией производства) (рассчитывают количество материалов, необходимых к определенному временному периоду производства, строительства или реализации аналогичных программ, а также осуществляют подготовку и проверку графиков производства) |
4323-001 |
Работники, занятые учетом на транспорте (ведут учет эксплуатационных аспектов и согласовывают сроки выполнения железнодорожных, автомобильных и воздушных пассажирских и грузовых перевозок, а также готовят отчеты для руководства) |
4416-001 |
Работники по ведению кадровой документации (ведут и обновляют кадровый учет, включающий такую информацию, как перевод и продвижение по службе, служебная аттестация персонала, использованные и накопленные отпуска сотрудников, заработная плата, квалификация и профессиональная подготовка) |
Как видно, по должности «агент» может быть поручена работа коллектора, либо работника кадровой службы, либо турагента и т.д.
Полагаем, что в подобной ситуации разные коды отражают разные трудовые функции. И если основываться на позиции Минтруда и соцзащиты, что поручение обязанностей в рамках одной квалификационной характеристики не требует согласия работника, то поручение обязанностей по другой должности требует, чтобы изменения осуществлялись в порядке, установленном ст. 32 ТК.
Владимир Самосейко, юрист