Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Должностные инструкции для руководства

Должностные инструкции, как правило, не разрабатываются на руководителей организаций, структурных подразделений (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее – ЕКСД), утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 (далее – Общие положения ЕКСД)). Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных и обособленных подразделений – в положениях об этих подразделениях.

Общие положения ЕКСД содержат и другое исключение из общего правила, согласно которому распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.

Из анализа приведенных норм следует, что в определенных случаях должностная инструкция не является обязательной.

Вместе с этим некоторые специальные нормативные правовые акты, которые не регулируют напрямую трудовые правоотношения, тем не менее устанавливают определенные требования к письменному закреплению должностных обязанностей руководителей и должностных лиц организаций именно в должностных инструкциях.

Так, к примеру, обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан. Эти обязанности руководителей, должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций должны быть отражены в соответствующих должностных инструкциях (ст. 14 Закона РБ от 15.06.1993 № 2403-ХII «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 2403-ХII)).

Приведенный пример далеко не единичный. Норма о том, что обязанности по охране труда руководителей и специалистов организаций должны быть определены в их должностных инструкциях, в различных вариантах присутствует как минимум в 15 Правилах по охране труда.

Должны ли в соответствии с нормами Закона № 2403-XII и Правил по охране труда разрабатываться должностные инструкции для руководителей организации и структурных подразделений?

 

Не должны.

При заключении трудового договора должна быть определена трудовая функция работника (работа по одной или нескольким должностям, профессиям в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (ст. 19 Трудового кодекса РБ).

 

Справочно:

трудовая функция для рабочих, как правило, предусмотрена в рабочих инструкциях.

 

Так, законодательство о труде обязывает установить трудовую функцию работника, которая может быть определена не только в должностной инструкции.

С учетом характера трудовой функции отдельных работников (как правило, руководителей различного уровня), особенностей организационной структуры и других факторов перечень их должностных обязанностей, их права и ответственность могут содержаться в ином документе.

На примерах руководителя организации, его заместителей и руководителя структурного подразделения рассмотрим, в каком виде возможно определить их трудовые функции.

1. Руководитель организации.

В учредительных документах организации (например, в Уставе) в обязательном порядке предусматривают должностные обязанности руководителя организации (в т.ч. обязанности по соблюдению законодательства об охране труда, пожарной безопасности), его права, ответственность и др.

2. Заместитель руководителя организации.

Если руководитель организации принимает решение о введении в штатное расписание должностей своих заместителей, он должен распределить их должностные обязанности по направлениям деятельности, которые могут быть установлены в приказе (распоряжении) руководителя, либо на каждого заместителя руководителя организации составляются индивидуальные должностные инструкции.

3. Руководитель структурного подразделения.

Должности руководителей структурных подразделений вводят в штатное расписание организации при условии, если в организационной структуре предусматривают соответствующее структурное подразделение. Как правило, руководитель организации утверждает положение об этом структурном подразделении. Такое положение в обязательном порядке должно содержать раздел, предусматривающий обязанности руководителя этого подразделения (его трудовую функцию).

Таким образом, в соответствии с нормами законодательства о труде для каждого работника, в т.ч. для руководителя организации, его заместителей, руководителей структурных подразделений, определяется трудовая функция, которая может устанавливаться в должностной инструкции, учредительных документах, приказе (распоряжении) нанимателя, положениях о структурных подразделениях.

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.