Должностные инструкции, как правило, не разрабатываются на руководителей организаций, структурных подразделений (п. 10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (далее – ЕКСД), утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 32 (далее – Общие положения ЕКСД)). Права, обязанности, полномочия и ответственность руководителя организации определяются в соответствующих учредительных документах, а руководителей структурных и обособленных подразделений – в положениях об этих подразделениях.
Общие положения ЕКСД содержат и другое исключение из общего правила, согласно которому распределение должностных обязанностей между заместителями руководителя организации осуществляется на основании приказа (распоряжения) нанимателя.
Из анализа приведенных норм следует, что в определенных случаях должностная инструкция не является обязательной.
Вместе с этим некоторые специальные нормативные правовые акты, которые не регулируют напрямую трудовые правоотношения, тем не менее устанавливают определенные требования к письменному закреплению должностных обязанностей руководителей и должностных лиц организаций именно в должностных инструкциях.
Так, к примеру, обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан. Эти обязанности руководителей, должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций должны быть отражены в соответствующих должностных инструкциях (ст. 14 Закона РБ от 15.06.1993 № 2403-ХII «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 2403-ХII)).
Приведенный пример далеко не единичный. Норма о том, что обязанности по охране труда руководителей и специалистов организаций должны быть определены в их должностных инструкциях, в различных вариантах присутствует как минимум в 15 Правилах по охране труда.
Должны ли в соответствии с нормами Закона № 2403-XII и Правил по охране труда разрабатываться должностные инструкции для руководителей организации и структурных подразделений?
Не должны.
При заключении трудового договора должна быть определена трудовая функция работника (работа по одной или нескольким должностям, профессиям в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией) (ст. 19 Трудового кодекса РБ).
Справочно:
трудовая функция для рабочих, как правило, предусмотрена в рабочих инструкциях.
Так, законодательство о труде обязывает установить трудовую функцию работника, которая может быть определена не только в должностной инструкции.
С учетом характера трудовой функции отдельных работников (как правило, руководителей различного уровня), особенностей организационной структуры и других факторов перечень их должностных обязанностей, их права и ответственность могут содержаться в ином документе.
На примерах руководителя организации, его заместителей и руководителя структурного подразделения рассмотрим, в каком виде возможно определить их трудовые функции.
1. Руководитель организации.
В учредительных документах организации (например, в Уставе) в обязательном порядке предусматривают должностные обязанности руководителя организации (в т.ч. обязанности по соблюдению законодательства об охране труда, пожарной безопасности), его права, ответственность и др.
2. Заместитель руководителя организации.
Если руководитель организации принимает решение о введении в штатное расписание должностей своих заместителей, он должен распределить их должностные обязанности по направлениям деятельности, которые могут быть установлены в приказе (распоряжении) руководителя, либо на каждого заместителя руководителя организации составляются индивидуальные должностные инструкции.
3. Руководитель структурного подразделения.
Должности руководителей структурных подразделений вводят в штатное расписание организации при условии, если в организационной структуре предусматривают соответствующее структурное подразделение. Как правило, руководитель организации утверждает положение об этом структурном подразделении. Такое положение в обязательном порядке должно содержать раздел, предусматривающий обязанности руководителя этого подразделения (его трудовую функцию).
Таким образом, в соответствии с нормами законодательства о труде для каждого работника, в т.ч. для руководителя организации, его заместителей, руководителей структурных подразделений, определяется трудовая функция, которая может устанавливаться в должностной инструкции, учредительных документах, приказе (распоряжении) нанимателя, положениях о структурных подразделениях.