Директор организации с долей собственности государства уволился. Должностной инструкцией заместителя директора предусмотрено, что он исполняет обязанности временно отсутствующего директора в случае трудового отпуска, служебной командировки и т.д. Вместе с тем исполнение обязанностей директора заместителем при имеющейся вакансии локальными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Допустимо ли при назначении заместителя директора исполняющим обязанности директора производить доплату за выполняемую работу? Кто в такой ситуации должен подписывать приказ об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника ввиду того, что директор уволен, а заместителя еще не назначили?
Допустимо. Собственник имущества или уполномоченное им должностное лицо.
Отметим, что Трудовым кодексом РБ (далее – ТК) не предусмотрено понятия «исполнение обязанностей по вакантной должности». Однако на практике исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, а также по вакантной должности (в т.ч. применительно к должности руководителя организации) встречается достаточно часто.
В законодательстве о труде присутствуют нормы, регламентирующие выполнение работником обязанностей по 2 или нескольким профессиям (должностям). При этом обязанности по другой должности могут быть поручены работнику 3 способами:
- путем временного перевода работника на должность и установления соответствующей оплаты по выполняемой работе (ст. 34 ТК);
- путем поручения работнику дополнительной работы и установления доплаты за совмещение должностей (ст. 67 ТК);
- путем заключения трудового договора (контракта) по другой профессии (должности) на условиях совместительства.
В силу особенностей трудовой функции руководителя организации и его заместителей, а также существующей организации труда названные нормы не применяются.
Согласно изложенному оформление документов, регламентирующих порядок исполнения обязанностей по другой должности, в т.ч. по должности руководителя организации, наниматель должен предусмотреть в локальном нормативном правовом акте с учетом норм законодательства, а также особенностей трудовой функции.
Запись в должностной инструкции заместителя директора «исполнение обязанностей временно отсутствующего директора в случае трудового отпуска, служебной командировки и т.д.» означает, что обязанности временно отсутствующего руководителя организации для названного работника являются основными обязанностями, предусмотренными его трудовым договором (контрактом). Соответственно функции руководителя организации в случае его временного отсутствия заместитель директора выполняет как основные. При этом не требуется оформления документов.
В то же время если должность руководителя организации является вакантной, то такая работа признается дополнительной, не обусловленной условиями трудового договора (контракта). В данном случае требуется оформление поручения заместителю руководителя организации обязанностей по вакантной должности. Это производится с учетом следующих норм законодательства.
Функции, связанные с управлением организацией, осуществляет собственник имущества или уполномоченное им должностное лицо, которому предоставлено право заключать контракт с руководителем организации, что определяется в учредительных документах (уставе организации).
Таким образом, правом подписания документа о возложении обязанностей руководителя организации на заместителя (например, распоряжение) обладает только собственник имущества или уполномоченное им должностное лицо, которому предоставлено право заключать контракт с руководителем организации.
Отметим, что в таком распоряжении необходимо определить условия оплаты труда заместителя руководителя. В частности, за исполнение обязанностей руководителя организации возможно установить:
- доплату;
- тарифный оклад, его повышения по различным основаниям, другие составляющие заработной платы (например, в соответствии с условиями, предусмотренными действовавшим с руководителем организации контрактом).