Нужно ли доплачивать заместителю за исполнение обязанностей директора?
Не нужно.
Штатные заместители руководителя организации – это заместители, в первую очередь директора (председателя и т.п.), в должностные обязанности которых входит выполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.) (часть восьмая п. 10 Общих положений ЕКСД).
Согласие штатного заместителя на выполнение таких обязанностей не требуется (в отличие от иных работников), так как это часть его должностных обязанностей.
Поскольку замещение руководителя на период его временного отсутствия входит в содержание трудовой функции штатных заместителей, доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя организации, структурного подразделения им не полагается (т.е. с юридической точки зрения дополнительную работу они не выполняют).
Документ: постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6).
Это подтверждается нормами законодательства:
– подп. 1.14 п. 1 приложения 1 к постановлению № 6. Согласно этой норме при временном заместительстве отсутствующего работника замещающему работнику (за исключением штатного заместителя) оплата труда производится исходя из тарифной ставки (оклада) по должности замещаемого работника. То есть при замещении руководителя организации штатный заместитель не освобождается от своей основной работы и оплата его труда производится по данной основной работе;
– п. 7 Инструкции о порядке оплаты труда государственных служащих государственных органов, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 17.06.2013 № 56;
– п. 4 Положения о порядке и условиях оплаты труда работников Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, не являющихся государственными служащими, в том числе управлений этого Департамента по областям, по г. Минску и Минской области, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2016 № 500;
– подп. 13.5 п. 13 Рекомендаций по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденных постановлением Минторговли Республики Беларусь от 20.12.2010 № 41. Согласно этой норме доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не устанавливаются штатным заместителям руководителя организации, заместителям руководителей структурных подразделений за выполнение обязанностей временно отсутствующего соответствующего руководителя;
– подп. 2.5 п. 2 приложения 1 к постановлению № 6, согласно которому доплаты выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не устанавливаются:
руководителям организаций, их заместителям (за исключением руководителей учреждений дошкольного образования, специальных дошкольных учреждений и их заместителей);
когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника). В последнем случае следует руководствоваться нормой части восьмой п. 10 Общих положений ЕКСД.
Кроме того, кадровое оформление исполнения обязанностей временного отсутствующего руководителя штатным заместителем или иным работником различается. В случае со штатным заместителем вносить какие-либо дополнения в должностную инструкцию не требуется, но издавать приказ о возложении обязанностей на время отсутствия принято, хотя такое выполнение формально наступает автоматически в силу должностных обязанностей и правового статуса заместителя.
Владимир Самосейко, юрист