Коммерческая организация имеет представительства за пределами Республики Беларусь. В указанные представительства приглашены на работу работники, являющиеся гражданами государства, в котором находятся представительства. С ними заключены трудовые контракты.
Имеют ли указанные работники право на такую дополнительную меру стимулирования труда, как повышение тарифной ставки (не более чем на 50 % на основании подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»)?
Нет, не имеют.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами (п. 3 ст. 51 Гражданского кодекса РБ). Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Таким образом, прием на работу и увольнение работников, в т.ч. не являющихся гражданами Республики Беларусь, осуществляются по правилам, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.
Трудовые и связанные с ними отношения работников – граждан Республики Беларусь, работающих в организациях с иностранными инвестициями, филиалах и представительствах юридических лиц Республики Беларусь, находящихся за границей, регулируются ТК и иным законодательством о труде (ст. 320 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Иное (за исключением норм, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством об охране труда; о гарантиях по неприменению труда женщин и молодежи на определенных видах работ; о возрасте, с которого допускается заключение трудового договора; о взносах по государственному социальному страхованию, пенсионному обеспечению и содействию занятости) может устанавливаться нормами
ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами этих организаций, филиалов и представительств, трудовыми договорами.
Трудовые и связанные с ними отношения иностранных работников в организациях с иностранными инвестициями могут регулироваться нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами этих организаций и трудовыми договорами, а по неурегулированным в них вопросам – ТК и иными актами законодательства.
Таким образом, ТК также не закрепляет специальных норм регулирования трудовых отношений с работниками, не являющимися гражданами Республики Беларусь, в иностранных представительствах юридических лиц Республики Беларусь.
Подстрочным примечанием к п. 1 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29) определено следующее. К контрактам относятся все трудовые договоры, заключаемые в письменной форме на определенный в них срок и содержащие особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде. А в абзаце третьем подп. 2.5 п. 2 в качестве существенного условия контракта, в частности, указывается такая дополнительная мера стимулирования труда, как повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).
В то же время тарифные ставки и тарифные должностные оклады работников определяются на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с использованием других элементов тарифной системы: тарифной ставки 1-го разряда, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей служащих, иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке. Это предусмотрено абзацем вторым п. 2 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников РБ, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123
Из Инструкции вытекает, что тарифные ставки, определяющиеся, в частности, исходя из Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, также могут быть определены лишь для работников Республики Беларусь, но не иностранных граждан, осуществляющих свою трудовую деятельность в иностранном представительстве. Поэтому таким работникам повышение тарифной ставки на основании норм Декрета № 29 будет неправильным.
В то же время по части пятой ст. 63 ТК заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Поэтому наниматель вправе устанавливать ее в контрактах с иностранными работниками, работающими в иностранных представительствах юридических лиц Республики Беларусь за рубежом, в любых размерах, в т.ч. с фактическим учетом указанного повышения тарифной ставки.