Вопросам отстранения работников от работы посвящено достаточно много публикаций. В то же время в редакцию поступил вопрос следующего содержания: надо ли оформлять письменный допуск к работе после отстранения?
Ответ на него предлагаем в данной статье.
Для того чтобы дать ответ на вопрос о необходимости письменного оформления допуска к работе после отстранения, рассмотрим, в каких случаях наниматель обязан отстранить работника от работы.
Отстранение от работы по требованию уполномоченных государственных органов
По требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от работы (часть первая ст. 49 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
К уполномоченным государственным органам относятся:
1) заместитель министра здравоохранения РБ – Главный государственный санитарный врач, главные государственные санитарные врачи Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, государственного объединения «Белорусская железная дорога», Управления делами Президента.
Главные государственные санитарные врачи областей, г. Минска, городов, районов, районов в городах имеют право в установленном порядке принимать решения о временном отстранении от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и источником их распространения в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты (абз. 16 части первой ст. 41 Закона РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»).
Справочно: отстранение осуществляется при обнаружении активных легочных (независимо от наличия или отсутствия бактериовыделения) и внелегочных форм (с наличием свищей, бактериоурии или туберкулезной волчанки лица и рук) туберкулеза у лиц согласно приложению 3 к Порядку проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденному постановлением Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33. Такие лица временно отстраняются от работы (учебы) руководителями организаций (приказ Минздрава РБ от 08.07.2003 № 122 «Об утверждении Инструкции о порядке отстранения и допуска к работе (учебе) больных уберкулезом»).
Вопрос о возможности возвращения на работу или продолжения учебы лиц, отстраненных по эпидемическим причинам, решается врачебно-консультационной комиссией (ВКК);
2) прокурор, его заместитель либо министр внутренних дел, председатель Комитета государственной безопасности, заместитель председателя Комитета государственного контроля – директор Департамента финансовых расследований или лица, исполняющие их обязанности, а также орган дознания и следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд.
Данные лица вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого, если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в должности, они будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности (ст. 131 Уголовнопроцессуального кодекса РБ (далее – УПК)).
Соответствующим органом выносится постановление (определение) об отстранении подозреваемого или обвиняемого, подлежащее немедленному исполнению.
Справочно: временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, либо постановлением министра внутренних дел, председателя Комитета государственной безопасности, заместителя председателя Комитета государственного контроля – директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности, либо постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость (ст. 131 УПК);
3) хозяйственный суд.
Суд вправе отстранить в процессе защитного периода руководителя организации – должника от должности и возложить на временного управляющего обязанности руководителя (ст. 34 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).
Так, в процессе защитного периода по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, содержащему достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства, хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя. При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности;
4) государственная автомобильная инспекция (далее – ГАИ).
ГАИ в области дорожного движения отстраняет водителей от управления транспортными средствами, самоходными машинами в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ (абз. 17 части второй ст. 11 Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении»).
Должностные лица органов ГАИ вправе отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии: алкогольного опьянения; состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ (подп. 11.12 п. 11 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2002 № 1851).
Другие случаи, по которым предусмотрено обязательное отстранение от работы
Помимо вышеуказанных случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе в соответствующий день (смену) работника:
1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
2) не прошедшего инструктаж, проверку знаний по охране труда;
3) не использующего требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда;
4) не прошедшего медицинский осмотр в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.
Рассмотрим подробно данные случаи.
Случай 1. Работник появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Ситуация 1
Работник транспортной организации после прохождения предрейсового медицинского осмотра был отстранен нанимателем от работы.
Решение нанимателя было вызвано тем, что прибор (алкотест) показал состояние алкогольного опьянения.
|
Справочно: состоянием алкогольного опьянения считается наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на 1 л выдыхаемого воздуха (п. 3 Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 497).
Однако водитель не согласился с показаниями прибора (алкотеста) и был направлен для прохождения освидетельствования в медицинское учреждение.
|
Справочно: при несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения проводится предрейсовое и иное медицинское обследование водителя в установленном законодательством порядке по письменному направлению уполномоченного должностного лица нелицензиата по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 29.10.2008 № 110 (далее – Инструкция № 110) или по заявлению водителя (п. 7 Инструкции № 110).
Приборный контроль опьянения проводится назначенным нелицензиатом работником с использованием приборов, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, экспресс-пластин для диагностики наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ перед началом рабочей смены водителей и может проходить во время и после окончания рабочей смены водителей (п. 3 Инструкции № 110).
Водитель после прохождения приборного контроля опьянения имеет право ознакомления с показаниями приборов, экспресс-пластин, которые ему доводятся работником нелицензиата (п. 4 Инструкции № 110).
Освидетельствование работника проводилось до начала рабочей смены (в 6 ч утра).
После прохождения освидетельствования в медицинском учреждении (приборный контроль, кровь, моча) работник принес справку о том, что он трезв, справка выдана в день отстранения и указано время прохождения освидетельствования в 11 ч.
В отдел кадров справка представлена
в 13 ч 30 мин, т.е. за пару часов до окончания рабочей смены. |
В такой ситуации возникают 2 вопроса:
1) обязан ли наниматель допустить работника к работе в указанный день (смену) и издать приказ о допуске?
2) оплачивается ли этот день отстранения?
Наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося в состоянии алкогольного опьянения (ст. 49 ТК).
Поскольку при проведении предрейсового медицинского осмотра прибор показал наличие алкогольного опьянения, то наниматель выполнил свою обязанность и отстранил работника от работы в этот день (смену).
Необходимо учесть тот факт, что освидетельствование проводил медицинский работник (заключен договор на обслуживание с медицинским учреждением), который имеет специальное образование. Кроме того, оно проводилось на приборе, также принадлежащем медицинскому учреждению, так что не доверять результатам медицинского осмотра у нанимателя не было оснований. Из этого следует, что он отстранил работника от работы в соответствующий день (смену) законно. Следовательно, допускать работника к работе на 1,5–2 ч, по мнению автора, наниматель не обязан, а также не обязан оплачивать этот день (часть четвертая ст. 49 ТК).
В данной ситуации усматривается трудовой спор, который подлежит рассмотрению в предусмотренном законодательством порядке.
По мнению автора, для того чтобы подтвердить свою правоту, нанимателю следует сделать запрос в учреждение здравоохранения, проводившее освидетельствование. В запросе нужно указать показания алкотеста и время проведения медицинского осмотра, пол и возраст работника и задать вопрос о разности показаний приборов, учитывая разрыв во временном промежутке.
Случай 2. Работник не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда.
Работник обязан проходить: переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК).
Инструктаж по охране труда по характеру и времени проведения подразделяется: на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
В то же время отстранение от работы должно производиться за не прохождение любого из видов инструктажей, поскольку в п. 2 части второй ст. 49 ТК не закреплено иное.
Ситуация 2
Работник был направлен нанимателем для прохождения проверки знаний по охране труда. В указанное время он прибыл на экзамен, но на поставленные комиссией вопросы отвечать отказался, мотивируя тем, что не готов. Наниматель отстранил работника от работы и назначил другой день для прохождения экзамена, однако работник опять был не готов. И только после того как наниматель предупредил работника об увольнении по п. 3 ст. 42 ТК (в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы), работник сдал экзамен по охране труда.
|
Данный пример говорит о том, что допуск к работе должен быть оформлен документально, так как наниматель дважды отстранял работника от работы.
Справочно: инструктаж по охране труда и допуск к работе регулируются Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175.
Случай 3.Работник не использовал требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда.
Работник обязан правильно использовать предоставляемые ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомить об этом непосредственного руководителя (п. 3 ст. 232 ТК).
Справочно:порядок выдачи и хранения, а также пользования средствами индивидуальной защиты регулируется Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209.
Случай 4. Работник не прошел медицинский осмотр в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.
Работник обязан проходить в установленном порядке предварительные, периодические и внеочередные (при ухудшении состояния здоровья) медицинские осмотры (п. 3 ст. 232 ТК), а наниматель обязан обеспечить проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников (п. 10 ст. 226 ТК).
Справочно: порядок проведения обязательных медицинских осмотров регулируется Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотровработающих, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Необходимость оформления допуска к работе после отстранения
Исходя из требований законодательства о труде отстранение работника от работы должно оформляться приказом (распоряжением) нанимателя (п. 15 части первой ст. 55 ТК).
Отметим, что законодательство о труде не содержит требований к документальному оформлению допуска к работе после отстранения.
Исходя из того что отстранение носит временный характер, по истечении срока отстранения (устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения) наниматель должен решать вопрос допуска к прежней работе, перевода на другую работу или увольнения.
По мнению автора, оформить допуск к работе документально нужно при отстранении по следующим основаниям после:
– вынесения решения комиссией ВКК о возможности продолжения работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и источником их распространения;
– вынесения определения суда либо постановления судьи об отмене отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого;
– прохождения инструктажа, проверки знаний по охране труда;
– обеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты;
– прохождения медицинского осмотра.
Отстранение осуществляют путем недопущения работника к выполнению его трудовой функции – одного из важнейших условий трудового договора.
ЭТО ВАЖНО!Отстранение от работы не прекращает действие трудового договора, а лишь временно приостанавливает его в части предоставления работы и в определенных случаях начисления заработной платы за период отстранения.
Законодательством о труде определено, что наниматель обязан не допускать к работе в соответствующий день (смену) работников по перечисленным выше фактам. Поскольку отстранение от работы оформляют приказом (распоряжением нанимателя), то возникает закономерный вопрос: если нарушение устранено, надо ли издавать приказ о допуске работника к работе?
По мнению автора, издавать приказ надо. Примером тому является отстранение работников, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и источником их распространения.
В данном случае наниматель не может определить срок отстранения, так как основанием для допуска к ранее выполняемой работе является заключение комиссии ВКК.
Второй не менее яркий пример, когда работник не прошел обязательный медицинский осмотр. Сроки прохождения медицинского осмотра могут быть определены нанимателем в приказе. Но на практике возникают случаи, когда пройти медицинский осмотр в сроки, установленные в приказе, по объективным причинам не представляется возможным, о чем работник ставит в известность нанимателя. Тогда, по мнению автора, нанимателю необходимо издать приказ о допуске работника к работе после представления подтверждающих документов о прохождении медицинского осмотра.
Аналогичная ситуация может возникнуть при прохождении работником проверки знаний по охране труда.
Алгоритм действий при оформлении допуска к работе после отстранения
Порядок необходимых действий при оформлении допуска к работе после отстранения будет следующим.
Рассмотрим данный алгоритм.
Шаг 1. Примите от работника документ, подтверждающий право на его допуск к ранее выполняемой работе.
К таким документам относятся: заключение комиссии ВКК, акт периодического медосмотра (приложение 7 к Инструкции № 47) и т.д.
Шаг 2. Подготовьте проект приказа о допуске работника к работе с указанием в нем даты допуска и основания.
В обязательном порядке в приказе о допуске работника к работе должны быть указаны дата, с которой работник допускается к работе после отстранения, и документ, подтверждающий его право на допуск, который и является основанием для издания приказа.
Шаг 3. Передайте проект приказа на подпись руководителю.
Составленный приказ о допуске работника к работе подписывает уполномоченное должностное лицо нанимателя, к которому в соответствии со ст. 1 ТК относятся руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.
Образец приказа о допуске работника к работе после отстранения
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.
Шаг 4. Ознакомьте работника с приказом о его допуске под роспись.
При организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними (п. 10 части первой ст. 55 ТК).