1. В 2015 г. заключили колдоговор, но потом его не продлевали.
Что делать в 2019 г.: продлевать или заключать новый?
Коллективный договор, соглашение заключаются на срок, который определяют стороны, но не менее чем на 1 год и не более чем на 3 года (часть первая ст. 367 ТК).
Если срок действия коллективного договора истек и в нем не предусмотрено иное[1], то он продолжает действовать до заключения нового (часть вторая ст. 367 ТК). При этом срок действия договора не может быть более 3 лет (часть первая ст. 367 ТК).
Таким образом, в 2019 г. следует заключать новый коллективный договор.
Таким образом, в 2019 г. следует заключать новый коллективный договор.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
2. В прошлом году заключили колдоговор, но на регистрацию не отправили.
Накажут ли организацию? Считается ли договор действующим без регистрации?
Коллективный договор, подписанный в установленном порядке, считается действующим без регистрации, если в нем прямо не предусмотрено, что он вступает в силу с момента регистрации уполномоченным органом.
Коллективный договор, соглашение вступают в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами, и действуют до заключения нового коллективного договора, соглашения, если в них не предусмотрено иное (часть вторая ст. 367 ТК).
По общему правилу регистрация колдоговора носит уведомительный характер и не обусловливает вступление коллективного договора в силу. Коллективный договор вступает в силу с момента, определенного в части второй ст. 367 ТК, независимо от его регистрации.
ЭТО ВАЖНО! Регистрация влияет на вступление в силу коллективного договора только тогда, когда стороны договорятся об этом и включат соответствующее условие в текст (часть вторая ст. 367 ТК).
Коллективный договор регистрируют в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя (часть первая ст. 370 ТК). Обязанность по регистрации коллективного договора возложена на нанимателя (ст. 371 ТК).
Отсутствие регистрации коллективного договора в местном исполнительном или распорядительном органе является нарушением нанимателем законодательства о труде.
По мнению автора, данный факт может быть расценен проверяющими органами как иное нарушение законодательства о труде, причинившее вред работникам. За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).
Вместе с тем для квалификации административного правонарушения по ч. 4 ст. 9.19 КоАП факт причинения вреда работнику должен быть доказан органом, ведущим административный процесс (ч. 2 ст. 2.7 ПИКоАП), что в рассматриваемом случае уменьшает риск привлечения к административной ответственности.
Следует также учитывать сроки давности наложения административного взыскания, истечение которых является обстоятельством, исключающим ведение административного процесса (п. 3 ч. 1 ст. 9.6 ПИКоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
3. Как уведомлять работников о внесенных в коллективный договор изменениях и (или) дополнениях?
Поскольку коллективный договор заключается на продолжительный срок – не менее чем на 1 год и не более чем на 3 года (часть первая ст. 367 ТК), то в течение этого срока может возникнуть необходимость внести в него изменения и (или) дополнения.
С изменениями и (или) дополнениями, внесенными в коллективный договор, необходимо ознакомить всех работников (ст. 373 ТК). При этом срок ознакомления законодательством не установлен.
Специальный порядок такого ознакомления законодательством также не установлен и поэтому может быть определен нанимателем по собственному усмотрению:
а) путем ознакомления работников с содержанием коллективного договора в кабинете работника кадровой службы;
б) путем размещения изменений и (или) дополнений в коллективный договор:
– на корпоративном сайте;
– информационном стенде в удобном для чтения месте;
в) на собрании (конференции) трудового коллектива и т.д.
В целях избежания возможных судебных споров, а также привлечения нанимателя к административной ответственности по ч. 4 ст. 9.19 КоАП следует фиксировать факт ознакомления работника с внесенными в коллективный договор изменениями и (или) дополнениями путем проставления работником личной подписи:
– в специальном журнале;
– листе ознакомления с изменениями и (или) дополнениями в коллективный договор;
– ином документе.
4. Работница уволена в связи с избранием на должность председателя профсоюза. Позже ее досрочно освободили от этой должности. Она хочет вернуться на прежнюю работу.
Обязана ли организация ее принять?
В случае если профсоюз является участником заключенного коллективного договора (соглашения), то профсоюзным работникам этого профсоюза предоставляются определенные гарантии (если иное не предусмотрено этим договором (соглашением)). Так, работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая равноценная работа (должность) в той же организации (абз. 5 части первой ст. 24 Закона).
Поскольку Законом не конкретизировано, по каким основаниям окончание полномочий в выборной должности в профсоюзной организации является основанием для предоставления прежней работы (должности), считаем, что в рассматриваемом случае наниматель обязан предоставить работнице прежнюю работу (должность).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах» (далее – Закон).
Мария Жариловская, юрист-лицензиат, магистр права
[1]* В колдоговоре может быть предусмотрено условие о том, что он прекращает свое действие по истечении срока, указанного в нем.