Работник организации состоит в действующих списках народных заседателей суда. На момент истечения срока трудового договора он участвовал в судебном процессе. Документального подтверждения о привлечении работника к участию в судебном процессе у нанимателя нет. Наниматель уволил его в связи с истечением срока действия срочного трудового договора по п. 2 ст. 35 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Правомерны ли действия нанимателя, учитывая предусмотренные гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей? Обязан ли наниматель в такой ситуации продлить трудовой договор с работником и если да, то на какой срок и в каком порядке?
Действия нанимателя правомерны.
Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей установлены ст. 101 ТК.
Так, на время выполнения государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с законодательством эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка за счет соответствующих государственных или иных органов и организаций.
Законодательством предусмотрено сохранение среднего заработка при выполнении государственных или общественных обязанностей в рабочее время в случае явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов (п. 4 части третьей ст. 101 ТК).
Иных гарантий для работников, участвующих в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, законодательством о труде не установлено.
Вместе с тем Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – КоСС) определены дополнительные гарантии в отношении народных заседателей в сфере трудовых отношений.
Справочно:
народный заседатель – лицо, привлекаемое в установленных КоСС и иными законодательными актами порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия (ст. 1 КоСС).
Обратимся к ст. 139 КоСС, в которой приведены гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей. Так, увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия), допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного законодательством о труде, и только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.
Как следует из приведенной нормы, гарантии при увольнении работников, участвующих в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, применяются при соблюдении одновременно 2 следующих условий:
- в случае увольнения по инициативе нанимателя (за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия));
- с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.
Справочно:
списки народных заседателей утверждаются (ст. 134 КоСС):
- районных (городских), межгарнизонных военных, специализированных, областных (Минского городского) судов – соответствующими областными (Минским городским) Советами депутатов;
- Белорусского военного суда, Верховного Суда РБ – Президентом.
Приведенные нормы законодательства свидетельствуют, что в отношении увольнения работника, участвующего в судебных заседаниях в качестве народного заседателя, по другим основаниям, предусмотренным законодательством о труде, гарантий не установлено. Следовательно, увольнение такого работника в связи с истечением срока трудового договора будет правомерным. Отметим, что в законодательстве о труде не установлен порядок продления срочных трудовых договоров.