На практике у кадровиков возникают разные сложные вопросы по предоставлению гарантий и выплате компенсаций работникам:
– надо ли доплачивать до минимальной заработной платы работнику, некачественно выполняющему свои обязанности;
– как правильно оформить документы, для того чтобы работник получил все причитающиеся ему по закону гарантии и компенсации при направлении в служебную командировку или на медицинский осмотр?
С поступившими в редакцию журнала вопросами по этой «горячей» теме помог разобраться Жучков Павел Александрович – заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.
Работник с повременной оплатой труда за ненадлежащее выполнение своих обязанностей приказом нанимателя был лишен начисленной премии на 100 %. В итоге начисленная ему заработная плата оказалась меньше минимальной заработной платы (МЗП). Если бы он не был лишен премии, то начисленная заработная плата превышала бы МЗП.
Положена ли такому работнику доплата до МЗП?
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Минимальная заработная плата – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда (ст. 59 ТК).
Документ: Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» (далее – Закон).
Минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, с учетом отработанного рабочего времени. Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера МЗП (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера МЗП (месячной и часовой) (ст. 6 Закона).
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.07.2014 № 68 «Об установлении перечня выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой)» (далее – постановление № 68).
Постановлением № 68 установлен перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, неучитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой).
Согласно приложению к вышеуказанному постановлению премия не относится к выплатам, неучитываемым в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера МЗП (месячной и часовой).
Для рассмотрения вопроса об установлении доплаты до МЗП оценивается выполнение (невыполнение) работником обязанностей, вытекающих из условий его трудового договора.
Таким образом, в отношении работника, некачественно выполнившего свои обязанности, требования о доплате до МЗП не применяется. Соответственно заработная плата такого работника не рассматривается в части установления ему доплаты до уровня МЗП.
Работника учреждения образования направили в г. Брест в служебную командировку с 4 апреля 2017 г. Режим его работы – 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье).
День прибытия работника из командировки – 8 апреля (суббота). Для него это выходной день по графику работы.
Начисляется ли заработная плата за 8 апреля 2017 г., если работник в этот день приехал на работу для выполнения служебного задания и оформления отчета по командировке?
Право на выходные дни имеют все работники, и такие дни работник может использовать по своему усмотрению (ст. 137 ТК).
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы (ст. 91 ТК).
Работник, находящийся в служебной командировке, пользуется выходными днями в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), установленными у нанимателя, к которому направлен (часть третья ст. 137 ТК).
Конкретный размер доплаты, которая производится работникам бюджетных организаций за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, устанавливается Правительством Республики Беларусь (ст. 69 ТК).
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка (часть первая ст. 95 ТК).
Для расчета среднего заработка, сохраняемого за работником за время его пребывания в служебной командировке (далее – средний заработок), необходимо руководствоваться нормами гл. 3 Инструкции № 47.
Документ: Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденная постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (в редакции от 02.06.2014) (далее – Инструкция № 47).
Размер среднего заработка исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу служебной командировки работника (п. 20 Инструкции № 47).
Привлечение работника к работе в выходной день оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, в котором целесообразно установить время работы и вид компенсации за работу в этот день (ст. 145 ТК).
С учетом того что работник в свой выходной день приехал на работу для выполнения служебного задания и оформления отчета по командировке (работник работал в выходной день и выполнял служебное задание), за этот день работнику необходимо начислить заработную плату и произвести доплату в размере не ниже сдельных расценок, часовых тарифных ставок (окладов). Взамен доплаты с согласия работника может быть предоставлен другой неоплачиваемый день отдыха.
Справочно: порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках работников в пределах Республики Беларусь определены в Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Командированные работники, получившие денежные средства под отчет, в т.ч. с использованием корпоративной (личной) банковской платежной карточки, на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны представить в бухгалтерскую службу организации авансовый отчет об израсходованных суммах (далее – авансовый отчет) и возвратить в кассу неиспользованные денежные средства в сроки, установленные законодательством (п. 8 Инструкции № 35).
Справочно: единый порядок ведения кассовых операций и порядок расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях (далее – наличные деньги) на территории Республики Беларусь устанавливаются Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107 (далее – Инструкция № 107).
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя, производится в порядке и размерах, установленных законодательством (часть первая п. 39 Инструкции № 107).
Работник, получивший наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, в обязательном порядке должен представить отчет не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения из командировки, исключая день прибытия (Работники подразделений юридического лица, расположенных в населенных пунктах вне места нахождения юридического лица, представляющие отчет в бухгалтерскую службу юридического лица, представляют отчет не позднее 5 рабочих дней (пп. 40, 42 Инструкции № 107)).
Документы необходимо представить в бухгалтерскую службу юридического лица, подразделения, индивидуального предпринимателя вместе с отчетом об израсходованных суммах с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.
Таким образом, отчет об израсходованных суммах работник мог представить не только в день возвращения из командировки, но и позже в соответствии со сроками, определенными в Инструкции № 107.
Работник работает на условиях неполного рабочего времени (4 ч в день). Он направляется в служебную командировку на 5 дней, где будет работать по 8 ч ежедневно.
Как правильно оформить изменение режима работы в месте командирования?
На работников, находящихся в служебной командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха, установленный по месту служебной командировки (ст. 92 ТК).
Таким образом, независимо от режима рабочего времени, применяемого по основному месту работы, работник работает по режиму рабочего времени нанимателя, к которому он командирован (в данном случае 8 ч в день).
За работниками, направленными в служебную командировку, сохраняются место работы (должность) и заработная плата в течение всего срока служебной командировки, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы (ст. 95 ТК), т.е. норма законодательства обязывает нанимателя сохранять заработную плату по графику постоянного места работы, в данном случае исходя из режима работы по 4 ч в день.
Законодательство о труде не содержит норму, регламентирующую порядок оплаты труда работников, находящихся в служебной командировке.
С учетом этого наниматель самостоятельно может определить порядок оплаты труда работника, направленного в служебную командировку, в случае если фактически отработанное время превышает количество рабочих часов по месту работы. Такой порядок, как правило, устанавливается локальными нормативными правовыми актами нанимателя (положением об оплате труда).
Например, наниматель принимает решение оплатить все фактически отработанное работником, находящимся в служебной командировке, рабочее время. В этом случае в положении об оплате труда можно предусмотреть запись о том, что оплата труда работников, находящихся в служебной командировке, производится за фактически отработанное время, но не ниже среднего заработка за все рабочие дни недели по графику постоянного места работы. При этом фактически отработанное время определяется на основании подтверждающих документов (заверенной выписки из табеля использования рабочего времени в месте служебной командировки).
Необходимо отметить, что дополнительное соглашение к трудовому договору в данном случае составлять не следует. Вместе с тем нанимателю целесообразно оформить документы, подтверждающие фактически отработанное время в служебной командировке.
Каков порядок направления работников для прохождения медицинского осмотра? Кто осуществляет расходы по проведению медицинских осмотров?
Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать в т.ч. проведение предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе (ст. 228 ТК).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливает республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области здравоохранения, по согласованию с республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ст. 228 ТК). Аналогичные нормы закреплены в ст. 27 Закона об охране труда.
Документ: Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (в редакции от 12.07.2013) (далее – Закон об охране труда).
Документ: Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция).
Инструкция устанавливает порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.
Медосмотры проводятся при выполнении работ, поименованных в приложениях 1–3 к данной Инструкции, а именно:
– связанных с воздействием вредных и (или) опасных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, при работе с которыми обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, согласно приложению 1;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры, согласно приложению 2;
– для которых обязательны предварительные, периодические и внеочередные медосмотры с целью предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний, согласно приложению 3.
Предварительный медосмотр лиц, поступающих на работу, осуществляется по направлению работодателя, в котором указываются производство, профессия, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 к Инструкции (п. 9 Инструкции).
Для проведения периодических медосмотров работающих по трудовым договорам наниматель ежегодно составляет список профессий (должностей) работников, подлежащих периодическим медосмотрам.
Периодические медосмотры работников, не включенных в вышеуказанный список профессий, осуществляются на основании направления нанимателя в организацию здравоохранения (п. 16 Инструкции).
Медосмотры лиц, поступающих на работу и работающих, проводятся государственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг – экспертная медицинская деятельность (освидетельствование на профпригодность), выданное в порядке, установленном законодательством (п. 5 Инструкции).
Оказание медицинских услуг при проведении медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих, осуществляется в порядке, определенном постановлением № 182.
Документ: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (далее – постановление № 182).
Постановлением № 182 утвержден перечень платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения (далее – Перечень).
Частью второй п. 12 Перечня определено, что обязательные медицинские осмотры поступающих на работу (работающих) с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, за исключением работников бюджетных организаций, осуществляются по договорам с нанимателями.
Статья 27 Закона об охране труда, регулирующая вопросы медицинских осмотров и освидетельствования некоторых категорий работающих, содержит императивную норму, согласно которой расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель. Аналогичная норма закреплена в части пятой ст. 228 ТК. Указанные нормы не содержат исключений по видам проводимых медицинских осмотров.
На основании изложенного в случае, если для выполнения работы требуется прохождение обязательного медицинского осмотра, поступающие на работу, а также работники должны направляться нанимателем в учреждение здравоохранения, с которыми у него заключен договор, тем самым освободив указанных лиц от самостоятельной оплаты за оказанные медицинские услуги.