Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Главный бухгалтер: ключевые особенности увольнения

Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

Главный бухгалтер – должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета и отчетности. Увольнение главного бухгалтера – мероприятие ответственное. О том, как провести данную процедуру, расскажем в статье.

 

Общие и специальные основания увольнения

Помимо общих оснований увольнения, которые применимы ко всем работникам (по собственному желанию, по соглашению сторон и т.д. (ст. 35 ТК)), трудовой договор с главным бухгалтером может быть расторгнут по специальным основаниям:

– однократное грубое нарушение главным бухгалтером трудовых обязанностей (подп. 1.1 п. 1 ст. 47 ТК).

Главный бухгалтер отвечает за правильность ведения налогового и бухгалтерского учета. Он обязан достоверно составлять и своевременно представлять в налоговые органы налоговые декларации и другие документы. Обязанности главбуха указывают в трудовом договоре и должностной инструкции.

Законодательство не содержит четкого определения понятия «однократное грубое нарушение». Согласно п. 5 Декрета № 29 неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей относится к грубым нарушениям трудовых обязанностей;

– смена собственника имущества организации (п. 1-1 ст. 47 ТК).

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с главным бухгалтером (часть вторая ст. 36 ТК);

– неподписание работником письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, либо нарушение такого обязательства (для государственных должностных лиц) (пп. 5, 5-1 ст. 47 ТК).

Дополнительные основания досрочного расторжения контракта перечислены в подп. 2.10 п. 2 Декрета № 29.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

От редакции:

в трудовой договор с главным бухгалтером нельзя вносить пункт о том, что работник не может уволиться в период сдачи отчетности или до ее завершения.

 

Увольнение главного бухгалтера по собственному желанию

Увольнение главного бухгалтера – непростая процедура, что связано со спецификой его работы. Каждый руководитель хочет удостовериться, что до увольнения все налоги посчитаны, а декларации сданы. Поэтому при увольнении главного бухгалтера организуют передачу дел или назначают аудиторскую проверку, которая позволит выявить допущенные ошибки и недостатки в работе увольняющегося главного бухгалтера, а также состояние бухгалтерского учета.

Если главный бухгалтер увольняется по собственному желанию (ст. 40 ТК), то процедура увольнения осуществляется в обычном порядке. Работник подает заявление об увольнении за 1 месяц до даты предполагаемого увольнения. Локальным актом или трудовым договором, даже при наличии инициативы или согласия самого работника, наниматель не может увеличить данный срок. Это правило распространяется в т.ч. на ситуацию, когда главный бухгалтер увольняется перед сдачей отчетности.

Если с главным бухгалтером заключен контракт, то в нем можно предусмотреть условие о том, что предупреждать о непродлении трудовых отношений в связи с истечением срока контракта следует за более длительный срок, чем это предусмотрено Декретом № 29, но с учетом разумности установления срока.

При увольнении по соглашению сторон сторонам следует согласовать срок увольнения, в течение которого вопросы по передаче дел главного бухгалтера будут сняты.

При наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы, отработка перед увольнением не допускается при увольнении по основаниям, предусмотренным в части четвертой ст. 40 ТК. В этом случае наниматель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

Инициатива нанимателя в расторжении трудового договора

ТК предусматривает много оснований, по которым наниматель вправе уволить главбуха (ст. 42 ТК).

Но есть основания, связанные с уникальностью функций главбуха, например смена собственника имущества.

Смена собственника имущества организации может происходить:

• в случаях перехода:

– собственности Республики Беларусь в коммунальную собственность (собственность административно-территориальной единицы) или наоборот;

– собственности одной административно-территориальной единицы в собственность другой административно-территориальной единицы или в собственность Республики Беларусь;

– собственности одного общественного объединения в собственность другого объединения;

– государственной собственности в частную (при передаче государственных предприятий в собственность трудовому коллективу) или наоборот и т.д.;

• смены собственника унитарного предприятия.

Изменение состава участников хозяйственных обществ не является сменой собственника. При смене собственника имущества организации увольнение работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности.

У нового собственника есть 3 месяца, чтобы реализовать право расторгнуть трудовой договор с главным бухгалтером организации.

При принятии решения о расторжении трудового договора с работником новый собственник не обязан указывать причины в приказе об увольнении, поскольку они не имеют правового значения.

Увольняемым по решению нового собственника полагается выплата компенсации на основании ст. 48 ТК в размере не менее 3 средних месячных заработков. Выплачивает компенсацию новый собственник. Размер компенсации в большем размере устанавливается трудовым или коллективным договором.

2. Причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом).

Основанием для увольнения в этом случае являются результаты актов проверок или документы правоохранительных органов и суда. Однако только их будет недостаточно.

Для того чтобы работник подлежал увольнению по данному основанию, необходимо наличие всей совокупности следующих условий:

– государству, юридическим и (или) физическим лицам причинен имущественный ущерб;

– ущерб причинен в связи с исполнением трудовых обязанностей;

– причинение ущерба установлено вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом).

Ущерб заключается в утрате, ухудшении, понижении стоимости имущества и влечет необходимость затрат на восстановление (приобретение), производство излишних выплат и т.д.

Для увольнения по данному основанию значение имеет именно установление факта причинения ущерба, а не назначение взыскания или уголовного наказания.

В трудовом договоре и должностной инструкции с главным бухгалтером должны быть четко и детально прописаны все обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых он будет нести ответственность, в т.ч. и материальную.

До принятия решения об увольнении наниматель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Акт проверки контролирующего органа лишь устанавливает факт ненадлежащего действия, а не причину, по которой это произошло. Для проведения такой проверки создается комиссия с участием специалистов организации. Это не обязательно сотрудники бухгалтерии, допустимо участие в проверке экономистов, юристов, заместителей руководителя. При этом нужно обязательно истребовать у главбуха письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. В случае отказа или уклонения главбуха от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

 

Образец акта приема-передачи документов и дел в связи с увольнением главбуха см. в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.

 

Как передать дела новому главному бухгалтеру

Чтобы новый главный бухгалтер сразу приступил к выполнению своих обязанностей, а не разыскивал и восстанавливал документы за периоды работы бывшего главбуха, существует процедура передачи дел. Передача дел осуществляется на основании приказа руководителя организации, в котором изложены порядок и сроки передачи дел. Поскольку процедура приема-передачи дел при смене главного бухгалтера законодательством не регламентирована, этапы передачи дел лучше прописать в локальном акте.

Двух главных бухгалтеров в организации быть не может, и поэтому нанимателю нужно решить вопрос об оформлении нового главного бухгалтера:

– вариант первый – главного бухгалтера можно перевести на должность заместителя;

– вариант второй – принять нового главного бухгалтера в качестве заместителя, а затем (после передачи дел) перевести на должность главного бухгалтера;

– вариант третий – оформить нового работника (до момента его вступления в должность) по договору подряда.

В приказе должны быть указаны Ф.И.О. лица, принимающего дела (нового главного бухгалтера), лица, передающего дела (прежний главный бухгалтер), и других лиц, участвующих в передаче дел (руководителя, аудитора, секретаря). В приказе о передаче дел следует указать:

– причину проведения приема-передачи дел (увольнение главного бухгалтера);

– сроки проведения приема-передачи дел и период, за который проводится прием-передача дел;

– лицо, ответственное за передачу дел (фамилия, имя, отчество увольняющегося главного бухгалтера) и за прием дел (фамилия, имя, отчество нового главного бухгалтера);

– состав комиссии и председателя комиссии по передаче дел.

Комиссия создается, если передаче подлежит большой объем документов. В состав комиссии могут включаться не только сотрудники бухгалтерии. При создании комиссии ответственность за организацию и проведение передачи дел возлагается на председателя комиссии.

Если передача дел осуществляется комиссией, то члены комиссии также ставят свои подписи в акте приема-передачи дел. Подписи под актом удостоверяют наличие передаваемых документов без оценки их содержимого. Содержание документов оценивают аудиторы.

Если необходимо провести инвентаризацию, то следует издать
отдельный приказ. Для инвентаризации создается комиссия. Результаты инвентаризации отражаются в акте приема-передачи дел. Акт составляется в произвольной форме в двух экземплярах: один остается в организации, другой выдается на руки увольняемому главному бухгалтеру, чтобы в будущем снять возможные вопросы. Акт должен быть составлен и подписан до увольнения главного бухгалтера.

Представим передачу дел от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру в виде алгоритма.

 

Шаг 1. Ознакомление нового главного бухгалтера с должностной инструкцией.

 

Шаг 2. Ознакомление нового главного бухгалтера и увольняемого главбуха с приказом о передаче дел.

 

Шаг 3. Проверка состояния учета и отчетности.

 

Шаг 4. Приемка-передача документов от прежнего главного бухгалтера новому главному бухгалтеру.

 

Шаг 5. Получение пояснений от прежнего главного бухгалтера.

Пояснения могут касаться ведения бухгалтерского и налогового учета, порядка взаимодействия с другими отделами или подразделениями организации, контрагентами, аудиторской компанией и налоговыми органами.

 

Шаг 6. Составление и подписание акта приема-передачи дел.

Укажите все основные моменты, характеризующие состояние передаваемых дел на дату передачи, и включите в акт как можно больше информации, собранной и обработанной в ходе передачи дел.

 

Анна Шинкевич, юрист

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.