Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Готовимся к проверкам контролирующих (надзорных) органов в 2019 году

В 2019 г. у субъектов хозяйствования различных форм собственности возникла масса вопросов, связанных с планированием, назначением и проведением проверок. Дело в том, что в 2018 г. было временно приостановлено проведение плановых проверок, ныне именуемых выборочными.

Разобраться с вопросами по данной «горячей» теме помогла Сбитнева Ольга Васильевна, заместитель начальника отдела надзора за соблюдением законодательства о труде Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.

 

Какие изменения произошли при проведении проверок?

Теперь при проведении проверок Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – Департамент) использует чек-листы (контрольный список вопросов), ознакомиться с которыми проверяемый субъект может на сайте Департамента.

 

Документ:

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение о проверках, Указ № 510).

 

 

Какие способы проведения проверок используются?

В ходе проведения выборочных и внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде используются следующие способы:

– посещение и осмотр территории, служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта;

– проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;

– истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий, выписок из них), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;

– истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;

– привлечение экспертов, специалистов, назначение экспертиз (исследований);

– получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

– вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

– использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

– изъятие у проверяемого субъекта подлинников документов (иных носителей информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования), документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении), либо истребование выписок из них или копий;

– истребование письменных и устных объяснений (разъяснений) от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

– проведение отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

– иные способы выявления и пресечения нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376).

 

 

Как узнать, планируется ли выборочная проверка организации в 2019 г.?

Выборочные проверки проводятся в отношении проверяемого субъекта только при наличии определенных достоверных сведений, материалов и иных оснований. Планы выборочных проверок размещаются на сайте КГК либо его органов.

На 1-е полугодие 2019 г. планы выборочных проверок в областях и г. Минске сформированы и размещены на сайте КГК 14 декабря 2018 г.

Эта информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.

Какие показатели влияют на назначение плановой проверки? Возможны ли изменения в планах выборочных проверок?

Значительно изменились подходы к выбору объекта проверок с целью их планирования.

Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Критерии оценки степени риска субъектов для проведения выборочных проверок разработаны каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением № 43, и согласовываются с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности.

 

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 «О методике формирования системы оценки степени риска» (далее – постановление № 43).

 

Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т.е. если субъект относится к высокой степени риска. В отношении субъектов, которые не имеют риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.

Добавление в сформированные планы выборочных проверок новых субъектов хозяйствования, а также соисполнителя по проверке не допускается. Внесение изменений возможно только в случае:

– исключения проверки;

– исключения контролирующего (надзорного) органа из состава исполнителей проверки;

– изменения месяца начала ее проведения.

 

За какой период будут проверяться документы при выборочной проверке?

Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 16 Указа № 510).

Проверяемый период может быть расширен:

– если проверка назначена по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам (часть вторая п. 16 Указа № 510);

– при проверке соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использовании мер государственной поддержки, законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды, а также при осуществлении надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь».

С учетом ограничений по срокам выборочных проверок не будут проверять организации:

– по объекту строительства, введенному в эксплуатацию меньше 2 лет назад;

– несколько контролирующих органов отдельными проверками в течение 1 календарного года. Разрешается лишь совместная проверка;

– несколько раз в течение 1 календарного года;

– контролирующие органы одной структуры несколько раз в течение 3 календарных лет.

В предписании на проведение выборочной проверки указываются проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (абз. 8 части третьей п. 24 Положения о проверках).

Таким образом, при проведении выборочной проверки изучаются документы, сведения, информация и т.д. за проверяемый период, указанный в предписании на проведение проверки.

 

Уведомляется ли наниматель о проведении выборочной проверки и в какой срок?

В адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 22 Положения о проверках).

Сведения, которые должно содержать уведомление о проведении проверки, закреплены п. 23 Положения о проверках.

В уведомлении должны быть указаны:

– наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;

– наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения – адрес его места нахождения);

– месяц начала проверки;

– проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);

– указание на основание проведения проверки (пункт плана выборочных проверок);

– исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

 

Справочно:

форма уведомления устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Имеет ли право наниматель перенести дату проверки, если директор организации в этот период, например, на больничном или в отпуске?

Законодательно закреплена обязанность проверяемого субъекта по обеспечению возможности проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении.

Вместе с тем на практике порой возникают ситуации, когда проверяемый субъект не может обеспечить доступ и возможность проведения проверки соответствующим органам.

По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки, контролирующий (надзорный) орган может принять решение о переносе срока проведения выборочной проверки (п. 31 Положения о проверках).

Проверяющий орган о принятом решении по заявлению проверяемого субъекта сообщает не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только 1 раз (п. 31 Положения о проверках).

 

Справочно:

представителем проверяемого субъекта является его руководитель (как юридического лица, так и его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы проверяемого субъекта (абз. 10 п. 2 Положения о проверках).

 

Как оформить и кому адресовать возражение, если наниматель не согласен с актом проверки или требованием (предписанием), изложенным в предписании?

По результатам проведения выборочной проверки в течение 5 рабочих дней контрольный (надзорный) орган составляет акт (справку) проверки, который в течение 2 рабочих дней вручается проверяемому субъекту.

Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляют в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения о проверках).

Контрольный (надзорный) орган на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносит решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.

Решение или требование (предписание) составляется и вручается в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю, а в случае подачи возражений – в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям (п. 73 Положения о проверках).

Для обжалования проверяемый субъект для начала должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или к вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня его вынесения). Обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.

При отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа или вышестоящего должностного лица, которому проверяющие непосредственно подчинены, проверяемый субъект вправе обратиться в суд.

Справочно:

субъектам хозяйствования предоставлено право на обжалование требования (предписания) (части первая и вторая п. 78, часть первая п. 79 Положения о проверках).

 

 

Возможен ли перенос сроков исполнения требования (предписания)?

Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности обязаны исполнять каждый пункт требования (предписания) об устранении нарушений в определенные в нем сроки, а также в письменной форме сообщать об их выполнении с приложением подтверждающих документов. Также наниматель должен предоставить проверяющему органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений (п. 73 Положения о проверках).

 

ЭТО ВАЖНО! Сроки устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, могут быть перенесены по инициативе проверяемого субъекта только 1 раз. При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в требовании (предписании), в установленные в нем сроки, проверяющий орган может принять решение о переносе сроков устранения нарушений (п. 74-1 Положения о проверках).

 

Для того чтобы данные сроки были перенесены, проверяемому субъекту необходимо обратиться с заявлением не позднее 3 рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), в проверяющий орган. Заявление должно содержать причины, препятствующие устранению нарушений в установленные сроки.

Справочно:

решение о переносе сроков или об отказе в этом принимается проверяющим органом не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 74-1 Положения о проверках).

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение требования (предписание) влекут в отношении уполномоченного должностного лица проверяемого субъекта административную ответственность, предусмотренную ст. 23.1 КоАП.

 

Какое наказание ожидает нанимателя, если он откажется представить затребованные государственным инспектором документы?

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Будет ли назначена проверка, если наниматель обратится в Департамент с запросом о разъяснении той или иной нормы законодательства?

Нормы Закона распространяются на обращения граждан и юридических лиц, в т.ч. поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения (ст. 2 Закона).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон).

 

Нормы законодательства разрешают обратиться как в устной, так и в письменной или электронной форме.

Решение о назначении и проведении внеплановой проверки может быть принято по основаниям и в случаях, определенных Указом № 510.

Поручение на проведение проверки может быть дано (проверка – назначена) при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения или факты возникновения угрозы причинения либо причинения вреда либо после подготовки внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов (подп. 12.2 п. 12 Указа № 510).

 

Таким образом, не каждое обращение может повлечь за собой принятие решения о назначении проверки.

Справочно:

обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее 5 рабочих дней организации, в которые они поступили, направляют в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы (п. 5 ст. 10 Закона).

 

Может ли должностное лицо нанимателя обратиться в Департамент устно за разъяснением норм законодательства о труде? Какие документы необходимо представить для устной консультации? 

Нормы законодательства разрешают обращение представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя с целью получения консультации по вопросам законодательства о труде.

Устные обращения излагаются в ходе устного приема.

Устные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и ответы объявлены заявителям в ходе личного приема, на котором изложены устные обращения (п. 2 ст. 14 Закона).

Справочно:

при устном обращении необходимость представления тех или иных документов оценивает уполномоченное должностное лицо нанимателя.

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.