Материал сопровождается заполненными формами в рубрике
«Полезная документация» на с. 23–26 журнала.
Воинский учет является государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.
Воинский учет призывников и военнообязанных ведется в организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (п. 2 Положения о воинском учете).
В то же время многие организации пренебрегают обязанностью по ведению воинского учета либо ведут его не в полном объеме. Но следует помнить, что военные комиссариаты вправе проводить проверку ведения воинского учета в организациях.
Документ:
Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее – Положение о воинском учете).
Документ:
Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Минобороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (далее – Инструкция № 21).
Проверки военных комиссариатов
На военные комиссариаты районов (городов) возлагается проверка (не реже 1 раза в 2 года) состояния воинского учета в организациях, правильности бронирования военнообязанных за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени, а в организациях с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек – ежегодно (п. 17 Положения о воинском учете).
Сверка личных карточек учета призывников и военнообязанных с личными делами призывников и учетными карточками военнообязанных проводится ежегодно.
Контроль за ведением воинского учета в организациях осуществляют военные комиссариаты совместно с местными исполнительными и распорядительными органами (п. 30 Положения о воинском учете).
Контроль за ведением воинского учета осуществляется с целью обеспечения полноты и достоверности данного учета.
Начальники Главного управления кадров Минобороны и Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил, военные комиссары областей (районов) в пределах своих полномочий осуществляют непосредственное руководство и контроль за состоянием воинского учета в военных комиссариатах (обособленных подразделениях), местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов, и организациях на территории областей, несут ответственность за его состояние, полноту и достоверность (часть вторая п. 132 Инструкции № 21).
Проверка и оценка состояния воинского учета осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Минобороны.
При проверке состояния воинского учета устанавливаются:
– наличие предусмотренных Инструкцией № 21 документов воинского учета, правильность их оформления и ведения;
– правильность построения учетной картотеки военнообязанных и формирования картотек;
– полнота и достоверность записей в документах воинского учета;
– правильность составления и своевременность представления сведений воинского учета и установленной отчетности, соответствие отчетных показателей данным воинского учета;
– правильность учета, хранения документов воинского учета и сдачи их в архив;
– наличие и правильность учета бланков строгой отчетности, а также порядок их использования и хранения;
– знание и выполнение должностными лицами (в части, их касающейся) требований, изложенных в Инструкции № 21, а также актов законодательства, в которых регламентируется организация воинского учета (п. 138 Инструкции № 21).
До начала проверки военный комиссариат уведомляет нанимателя о предстоящей проверке. Как правило, это письмо с указанием перечня вопросов, подлежащих проверке.
Вопросы, подлежащие проверке
1. Наличие приказа руководителя организации о назначении работника для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных (п. 117 Инструкции № 21).
ЭТО ВАЖНО!
Копия приказа представляется в военный комиссариат района.
2. Наличие приказа (выписки) руководителя организации о назначении лица, исполняющего обязанности убывшего работника. Наличие актов на передачу документов по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных (в т.ч. бланков специального воинского учета) (п. 117 Инструкции № 21).
Приказ о назначении лица, исполняющего обязанности убывшего работника, ответственного за ведение воинского учета, может быть издан как отдельно, так и указан отдельным пунктом в приказе о назначении ответственного за ведение воинского учета.
При временном отсутствии ответственного лица документы воинского учета передаются исполняющему обязанности по акту.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской службе).
Справочно:
целесообразно документы, регулирующие порядок ведения воинского учета, поместить в отдельную папку с соответствующим названием. В дальнейшем надо отслеживать актуальность хранящихся там документов.
3. Наличие руководящих документов по ведению воинского учета.
Основными документами, регулирующими порядок ведения воинского учета (в т.ч. в организации), являются:
– Закон о воинской службе;
– Положение о воинском учете;
– Инструкция № 21;
– Закон Республики Беларусь от 26.10.2000 № 449-З «О мобилизационной подготовке и мобилизации»;
– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2005 № 624 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» и др.
4. Наличие должностных обязанностей работников по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, утвержденных руководителем организации (п. 117 Инструкции № 21).
В зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан в организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение (назначается работник). Персональный состав указанного подразделения и его задачи (должностные обязанности работника) определяются в приказе руководителя организации.
На практике должностные обязанности можно прописать непосредственно в приказе руководителя организации, или подготовить отдельную должностную инструкцию и ознакомить ответственных, или включить в действующую должностную инструкцию ответственного за ведение воинского учета работника.
5. Наличие плана работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, согласование плана работы с военным комиссаром района.
В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатывается план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных (п. 120 Инструкции № 21).
План работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных согласовывается с военным комиссаром района и утверждается руководителем организации.
6. Наличие журнала проверки состояния воинского учета и бронирования военнообязанных и отметок о результатах контроля уполномоченных должностных лиц.
В каждой организации должен вестись журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных по форме 24 приложения 2 к Инструкции № 21.
Форма журнала
В журнале отражаются результаты проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, состоящих на воинском учете.
7. Наличие и порядок построения (хранения) картотеки из личных карточек учета, правильность и полнота их заполнения (наличие опечатываемых сейфов, шкафов для сохранности документов).
Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник (п. 122 Инструкции № 21).
В организациях из личных карточек формируется картотека военнообязанных, состоящая из следующих разделов:
– личные карточки на офицеров запаса;
– личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.
Личные карточки военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту.
8. Своевременность сверки личных карточек с учетными данными военных комиссариатов и наличие отметки о проведении сверки.
Дату сверки документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата устанавливает военный комиссар (п. 125 Инструкции № 21).
В ходе сверки уточняются данные, содержащиеся в разделе «Сведения о воинском учете», а также фамилии, собственные имена и отчества (если таковые имеются), даты и места рождения, образование, должности (профессии), семейное положение и состав семьи, адреса мест жительства военнообязанных.
До начала сверки указанные данные уточняются по документам воинского учета организации и посредством личного общения с работниками организации. На практике сотрудник, ответственный за ведение воинского учета, приглашает для личного общения военнообязанных организации.
Отметка о проведении сверки в личной карточке делается простым карандашом с указанием даты сверки и заверяется подписью должностного лица (работника) организации, ответственного за воинский учет.
По завершении сверки всех личных карточек должностное лицо военного комиссариата делает запись в журнале учета проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.
Образцы документов см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23–26 журнала.
9. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации.
В отдельное дело, как правило, включаются документы, поступившие из военкоматов, направленные из организации в военкоматы, письма и т.д.
10. Своевременность сообщений в военный комиссариат о всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учреждений образования).
Должностные лица республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны вести учет призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в этих организациях, и в месячный срок сообщать сведения о приеме на работу (поступлении на учебу) граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и об их увольнении с работы (отчислении из учреждений образования (организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования)) в военные комиссариаты (обособленные подразделения), а такие сведения о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям (ст. 9 Закона о воинской службе).
Эта же норма закреплена и в п. 29 Положения о воинском учете.
ЭТО ВАЖНО!
Проверьте своевременность отправки данных сведений.
11. Своевременность представления в военные комиссариаты письменных сообщений об изменениях, касающихся семейного положения, состава семьи, образования, должности (специальности) и места жительства.
Для ведения воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, и еженедельно письменно сообщать о них в военные комиссариаты района (города), а о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям (п. 29 Положения о воинском учете).
Ответственность
Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно-учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную гл. 25 «Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета» КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Инна Козич, юрист