Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Готовимся к проверке военкомата

Материал сопровождается заполненными формами в рубрике
«Полезная документация» на с. 23–26 журнала.

 

Воинский учет является государственной системой учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов.

Воинский учет призывников и военнообязанных ведется в организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (п. 2 Положения о воинском учете).

В то же время многие организации пренебрегают обязанностью по ведению воинского учета либо ведут его не в полном объеме. Но следует помнить, что военные комиссариаты вправе проводить проверку ведения воинского учета в организациях.

 

Документ:

Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее – Положение о воинском учете).

Документ:

Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военно­обязанных, утвержденная постановлением Мин­обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (далее – Инструкция № 21).

 

Проверки военных комиссариатов

На военные комиссариаты районов (городов) возлагается проверка (не реже 1 раза в 2 года) состояния воинского учета в организациях, правильности бронирования военнообязанных за республиканскими органами государственного управления, другими государственными органами, иными организациями на период мобилизации и военного времени, а в организациях с численностью призывников и военно­обязанных более 300 человек – ежегодно (п. 17 Положения о воинском учете).

Сверка личных карточек учета призывников и военнообязанных с личными делами призывников и учетными карточками военнообязанных проводится ежегодно.

Контроль за ведением воинского учета в организациях осуще­ствляют военные комиссариаты совместно с местными исполнительными и распорядительными органами (п. 30 Положения о воинском учете).

Контроль за ведением воинского учета осуществляется с целью обеспечения полноты и достоверности данного учета.

Начальники Главного управления кадров Минобороны и Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил, военные комиссары областей (районов) в пределах своих полномочий осуществляют непосредственное руководство и контроль за состоянием воинского учета в военных комиссариатах (обособленных подразделениях), местных исполнительных и распорядительных органах в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов, и организациях на территории областей, несут ответственность за его состояние, полноту и достоверность (часть вторая п. 132 Инструкции № 21).

Проверка и оценка состояния воинского учета осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Минобороны.

При проверке состояния воинского учета устанавливаются:

– наличие предусмотренных Инструкцией № 21 документов воинского учета, правильность их оформления и ведения;

– правильность построения учетной картотеки военнообязанных и формирования картотек;

– полнота и достоверность записей в документах воинского учета;

– правильность составления и своевременность представления сведений воинского учета и установленной отчетности, соответствие отчетных показателей данным воинского учета;

– правильность учета, хранения документов воинского учета и сдачи их в архив;

– наличие и правильность учета бланков строгой отчетности, а также порядок их использования и хранения;

– знание и выполнение должностными лицами (в части, их касающейся) требований, изложенных в Инструкции № 21, а также актов законодательства, в которых регламентируется организация воинского учета (п. 138 Инструкции № 21).

До начала проверки военный комиссариат уведомляет нанимателя о предстоящей проверке. Как правило, это письмо с указанием перечня вопросов, подлежащих проверке.

 

Вопросы, подлежащие проверке

1. Наличие приказа руководителя организации о назначении работника для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных (п. 117 Инструкции № 21).

 

ЭТО ВАЖНО!

Копия приказа представляется в военный комиссариат района.

 

2. Наличие приказа (выписки) руководителя организации о назначении лица, исполняющего обязанности убывшего работника. Наличие актов на передачу документов по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных (в т.ч. бланков специального воинского учета) (п. 117 Инструкции № 21).

Приказ о назначении лица, исполняющего обязанности убывшего работника, ответственного за ведение воинского учета, может быть издан как отдельно, так и указан отдельным пунктом в приказе о назначении ответственного за ведение воинского учета.

При временном отсутствии ответственного лица документы воинского учета передаются исполняющему обязанности по акту.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской службе).

Справочно:

целесообразно документы, регулирующие порядок ведения воинского учета, поместить в отдельную папку с соответствующим названием. В дальнейшем надо отслеживать актуальность хранящихся там документов.

 

3. Наличие руководящих документов по ведению воинского учета.

Основными документами, регулирующими порядок ведения воинского учета (в т.ч. в организации), являются:

– Закон о воинской службе;

– Положение о воинском учете;

– Инструкция № 21;

– Закон Республики Беларусь от 26.10.2000 № 449-З «О мобилизационной подготовке и мобилизации»;

– постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2005 № 624 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» и др.

 

4. Наличие должностных обязанностей работников по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, утвержденных руководителем организации (п. 117 Инструкции № 21).

В зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан в организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение (назначается работник). Персональный состав указанного подразделения и его задачи (должностные обязанности работника) определяются в приказе руководителя организации.

На практике должностные обязанности можно прописать непосредственно в приказе руководителя организации, или подготовить отдельную должностную инструкцию и ознакомить ответственных, или включить в действующую должностную инструкцию ответственного за ведение воинского учета работника.

 

5. Наличие плана работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, согласование плана работы с военным комиссаром района.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатывается план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных (п. 120 Инструкции № 21).

План работы по ведению воинского учета и бронирования военно­обязанных согласовывается с военным комиссаром района и утверждается руководителем организации.

 

6. Наличие журнала проверки состояния воинского учета и бронирования военнообязанных и отметок о результатах контроля уполномоченных должностных лиц.

В каждой организации должен вестись журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных по форме 24 приложения 2 к Инструкции № 21.

 

Форма журнала

В журнале отражаются результаты проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, состоящих на воинском учете.

 

7. Наличие и порядок построения (хранения) картотеки из личных карточек учета, правильность и полнота их заполнения (наличие опечатываемых сейфов, шкафов для сохранности документов).

Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник (п. 122 Инструкции № 21).

В организациях из личных карточек формируется картотека во­еннообязанных, состоящая из следующих разделов:

– личные карточки на офицеров запаса;

– личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.

Личные карточки военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту.

 

8. Своевременность сверки личных карточек с учетными данными военных комиссариатов и наличие отметки о проведении сверки.

Дату сверки документов воинского учета организации с документами воинского учета военного комиссариата устанавливает военный комиссар (п. 125 Инструкции № 21).

В ходе сверки уточняются данные, содержащиеся в разделе «Сведения о воинском учете», а также фамилии, собственные имена и отчества (если таковые имеются), даты и места рождения, образование, должности (профессии), семейное положение и состав семьи, адреса мест жительства военнообязанных.

До начала сверки указанные данные уточняются по документам воинского учета организации и посредством личного общения с работниками организации. На практике сотрудник, ответственный за ведение воинского учета, приглашает для личного общения военно­обязанных организации.

Отметка о проведении сверки в личной карточке делается простым карандашом с указанием даты сверки и заверяется подписью должностного лица (работника) организации, ответственного за воинский учет.

По завершении сверки всех личных карточек должностное лицо военного комиссариата делает запись в журнале учета проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.

 

Образцы документов см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23–26 журнала.

 

9. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации.

В отдельное дело, как правило, включаются документы, поступившие из военкоматов, направленные из организации в военкоматы, письма и т.д.

 

10. Своевременность сообщений в военный комиссариат о всех призывниках и военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учреждений образования).

Должностные лица республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны вести учет призывников и военнообязанных, работающих (обучающихся) в этих организациях, и в месячный срок сообщать сведения о приеме на работу (поступлении на учебу) граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, и об их увольнении с работы (отчислении из учреждений образования (организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования)) в военные комиссариаты (обособленные подразделения), а такие сведения о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям (ст. 9 Закона о воинской службе).

Эта же норма закреплена и в п. 29 Положения о воинском учете.

 

ЭТО ВАЖНО!

Проверьте своевременность отправки данных сведений.

 

11. Своевременность представления в военные комиссариаты письменных сообщений об изменениях, касающихся семейного положения, состава семьи, образования, должности (специальности) и места жительства.

Для ведения воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны осуществлять учет изменений, касающихся семейного положения, состава семьи, уровня основного образования, должности (специальности) и места жительства граждан, и еженедельно письменно сообщать о них в военные комиссариаты района (города), а о военнообязанных, состоящих или обязанных состоять в запасе органов государственной безопасности, – в управления Комитета государственной безопасности по областям (п. 29 Положения о воинском учете).

 

Ответственность

Руководители и другие должностные лица, ответственные за военно-учетную работу в организациях, за невыполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность, установленную гл. 25 «Административные правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета» КоАП.

 

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Инна Козич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.