Вопрос о том, обязан ли индивидуальный предприниматель оформлять на себя трудовую книжку, возникает достаточно часто.
Давайте разбираться и делать выводы вместе.
О порядке ведения трудовых книжек
Трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника на территории Республики Беларусь (постановление Совета Министров РБ от 10.12.1997 № 1635 «О трудовых книжках работников»).
Порядок ведения трудовых книжек работников в Республике Беларусь регулируется Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников* (далее - Инструкция). В соответствии с п. 1 Инструкции трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации, у индивидуального предпринимателя и физического лица, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, является для работника основной.
Какие будут версии?
Существует несколько подходов к вопросу об оформлении трудовой книжки самому индивидуальному предпринимателю. Одни считают, что это невозможно, другие проводят аналогию с правовым положением учредителя унитарного предприятия, который одновременно является его директором и соответственно оформляет все необходимые документы, включая трудовую книжку.
Есть трудовые отношения - есть трудовая книжка
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника (части первая - третья ст. 50 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Как уже говорилось выше, трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для них основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии.
Все упомянутые нами положения законодательства позволяют однозначно сделать вывод о том, что трудовая книжка является документом, оформляющимся лишь при наличии трудовых отношений (трудового договора) между нанимателем и работником. Ситуация, когда в роли нанимателя выступает сам же работник, по сути, порождает ситуацию совпадения кредитора и должника в одном лице, что, как известно, прекращает обязательства гражданско-правового характера (ст. 383 Гражданского кодекса РБ).
Руководитель унитарного предприятия - работник этого предприятия
Таким образом, очевидно отличие указанной ситуации от заключения трудового договора с директором унитарного предприятия, пусть даже и являющегося одновременно учредителем этого предприятия. Даже когда такой директор - единственный работник предприятия и сам подписывает с собой трудовой договор, с одной стороны, он подписывает его в качестве работника от своего имени, а с другой - от имени самостоятельного юридического лица - унитарного предприятия, которое он представляет, будучи его учредителем.
В этом случае руководитель унитарного предприятия (независимо от своего статуса учредителя) является работником этого предприятия и ему необходимо выдать трудовую книжку, внести в нее сведения о работнике, о выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении (при поступлении на работу впервые) или внести в имеющуюся трудовую книжку работника сведения о выполняемой им работе, переводе на другую постоянную работу и об увольнении.
В том случае, если руководитель унитарного предприятия является его единственным работником и учредителем, он заполняет свою трудовую книжку самостоятельно.
Где это написано?
Такая позиция поддерживается законодателем, который в ряде нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования сведений, содержащихся в трудовых книжках работников, указывает, что документами, подтверждающими практический опыт работы, являются:
трудовая книжка;
свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, подтверждающее вид деятельности;
справка Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ, подтверждающая период работы, для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (п. 22 Правил аудиторской деятельности «Образование аудитора», утвержденных постановлением Минфина РБ от 28.03.2003 № 45 «Об утверждении Правил аудиторской деятельности и внесении изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь»).
Подобное положение о подтверждении наличия требуемого опыта работы содержится в п. 8 Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)[1], и ряде других документов.
Делаем выводы
Таким образом, законодательство Республики Беларусь не предусматривает права, а соответственно и обязанности индивидуального предпринимателя оформлять трудовую книжку в связи с осуществлением им индивидуальной предпринимательской деятельности. Документами, подтверждающими стаж и практический опыт работы такого лица, служат иные документы, перечень которых в каждом конкретном случае устанавливается законодательством.
[1] Утверждено постановлением Минэкономики РБ от 27.10.2003 № 206 «Об утверждении Положения об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)».