В 2016 г. в белорусское законодательство о внешней трудовой миграции введены нормы правового регулирования для иностранцев – высококвалифицированных специалистов.
Рассмотрим основные особенности данного регулирования.
Документ: Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (в редакции от 05.01.2016) (далее – Закон о трудовой миграции).
В понимании Закона о трудовой миграции высококвалифицированным работником является иностранный гражданин или лицо без гражданства (далее – иностранец), который отвечает в совокупности следующим критериям (абз. 3 ст. 1 Закона о трудовой миграции):
а) высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документом об образовании.
При трудоустройстве иностранный работник должен предъявить документ об образовании, подтверждающий наличие права на выполнение определенной работы (п. 3 части первой ст. 26 ТК).
Справочно: работник иностранец должен иметь спецразрешение в отношении каждой занимаемой должности (профессии).
Документы об образовании, выданные за рубежом, должны пройти процедуру их признания и установления эквивалентности (соответствия) в Республике Беларусь (ст. 102 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
В отношении государств постсоветского пространства (не включая Прибалтику) в данной части установлено исключение – документы об образовании и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы, выданные в Азербайджане, Армении, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине, признаются в Беларуси без проведения соответствующих процедур. Тем не менее заверенный перевод такого документа все равно потребуется (часть первая ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994);
б) стаж работы по специальности более 5 лет.
Документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы, Законом о трудовой миграции не установлены. Возможно, это связано с особенностями оформления трудовых отношений в различных государствах.
В частности, к документам, подтверждающим стаж работы иностранца – высококвалифицированного работника, относятся трудовые договоры и распоряжения работодателей, официальные письма, подтверждающие факт трудоустройства и стажа работы;
в) размер заработной платы, указанной в трудовом договоре, должен превышать в 15 раз и более величину установленной в Республике Беларусь месячной минимальной заработной платы (МЗП).
По состоянию на октябрь 2016 г. месячная МЗП установлена в размере 239,42 руб. Следовательно, размер заработной платы высококвалифицированного иностранного работника должен быть не менее 3 591 руб.
Поскольку критерий определения заработной платы установлен Законом о трудовой миграции (смотрите п. «в»), увеличение размера месячной МЗП влечет увеличение размера заработной платы высококвалифицированного работника. Изменение размера заработной платы можно закрепить в трудовом договоре. Если такое условие указывается в дополнительном соглашении или трудовой договор принимают в новой редакции, то его необходимо зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции областного уровня (г. Минска) (абз. 6 части второй ст. 32 Закона о трудовой миграции) по месту нахождения нанимателя.
Особенности правового режима высококвалифицированных иностранных работников
Документ: единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень).
В отношении каждого иностранца с высокой квалификацией необходимо получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – спецразрешение) (часть первая ст. 29 Закона о трудовой миграции).
Нанимателю необходимо получить спецразрешение и представить его копию принятому работнику.
Начальный срок действия спецразрешения – 2 года (п. 16.7 Единого перечня). Срок действия спецразрешения для высококвалифицированных работников больше, чем для всех остальных категорий иностранной рабочей силы. Срок действия спецразрешения для них не может превышать 1 года (п. 16.7 Единого перечня).
Документ: Инструкция о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.07.2016 № 30 (далее – Инструкция № 30).
Допускается однократное продление срока действия спецразрешения на срок, аналогичный изначально установленному. Максимальный срок действия одного спецразрешения для высококвалифицированного работника составляет 4 года, в то время как для остальных иностранцев – 2 года (п. 16.8 Единого перечня). Срок трудового договора с иностранцем не может превышать срок действия специального разрешения (часть третья ст. 32 Закона о трудовой миграции).
Таким образом, максимальный срок действия трудового договора с иностранцем – высококвалифицированным работником составляет 2 года и может быть продлен еще на 2 года (в случае продления соответствующего спецразрешения).
Еще до обращения в подразделение по гражданству и миграции с пакетом документов для выдачи спецразрешения необходимо подать сведения об имеющейся вакансии в орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения вакансии (далее – орган занятости).
Для получения положительного заключения органа занятости о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности по трудовому договору по общему правилу требуется, чтобы сведения об этой вакансии находились в информационной системе «Общереспубликанский банк вакансий» не менее 15 рабочих дней, предшествовавших получению соответствующего запроса подразделения по гражданству и миграции в орган занятости касательно данной вакансии. В отношении высококвалифицированных работников этот срок сокращен – сведения о вакансии должны находиться не менее 7 рабочих дней, предшествовавших получению вышеуказанного запроса (абз. 3 п. 10 Инструкции № 30).
Если предполагается прием на работу иностранцев в количестве более 10 человек, то потребуется разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.
Однако если наниматель планирует трудоустроить в организацию иностранцев только из числа высококвалифицированных работников, даже если их количество будет превышать 10 человек, то разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы получать не нужно.
Если иностранный работник устраивается по совместительству
Если иностранец – высококвалифицированный работник желает работать по совместительству в еще какой-либо белорусской организации, то потребуется получить еще одно спецразрешение (часть пятая ст. 29 Закона о трудовой миграции) (речь идет как о внешнем так и о внутреннем совместительстве).
Если же наниматель планирует иметь в штате 10 и более работников, не считая тех, кто относится к высококвалифированным работникам – необходимо получить данное разрешение.
Алексей Михайлов, младший юрист
ООО «Арцингер и партнеры»