Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Исполнение обязанностей руководителя организации при его временном отсутствии

 
Руководитель организации – это фактически единственный ее представитель, который может единолично принимать решения в отношении перспектив развития организации и вести ее текущее руководство.

В организации может возникнуть ситуация, когда руководитель организации по каким-либо причинам не может выполнять свои должностные обязанности (болезнь, отпуск и др.). Из данной статьи вы поймете, как правильно поступить в таком случае.
 
 
Правовой статус руководителя

Организация как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами (пп. 1 и 2 ст. 49 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК).

Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 252 Трудового кодекса РБ).

Также руководитель – это единоличный исполнительный орган юридического лица и иные лица, осуществляющие в установленном законодательством порядке деятельность от имени юридического лица.

Правовой статус исполнительных органов юридических лиц регулирует гражданское и трудовое законодательство. Вместе с тем законодательство не содержит прямых норм, регулирующих исполнение обязанностей руководителя при его временном отсутствии. Исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временным отсутствием у него возможности осуществлять свои полномочия непосредственно.

В сложившейся практике делового сотрудничества полномочия временно исполняющего обязанности приравниваются к полномочиям единоличного исполнительного органа организации (руководителя).

Необходимо понимать, что исполнение обязанностей как таковое представляет собой юридическую форму временного обеспечения осуществления полномочий руководителя организации в случаях, когда он не может их осуществлять по тем или иным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, командирование и т.п.).

Способы назначения исполняющего обязанности руководителя

На практике встречаются следующие способы назначения исполняющего обязанности руководителя:

1) приказом самого руководителя организации (о возложении выполнения обязанностей руководителя на другого работника в случае, когда отсутствует штатный заместитель, который может исполнять обязанности руководителя).

Пример 1

Приказ руководителя организации может быть сформулирован следующим образом:

КОМАНДИРОВАТЬ:
     ИВАНОВА Ивана Ивановича, директора ООО «Слава», в г. Москву (Россия) на 4 дня с 01.04.2011 г. по 04.04.2011 г. для проведения переговоров.
     На время отсутствия исполнение обязанностей директора возложить на начальника юридического отдела;
 
2) по решению коллегиального исполнительного органа (или иного органа управления, например совета директоров).

Пример 2

Решение коллегиального исполнительного органа может быть оформлено так:

«В связи с болезнью директора ООО «Слава» Иванова И.И. на время его временной нетрудоспособности возложить исполнение обязанностей директора на начальника юридического отдела ООО «Слава» Петрова П.П.»;

3) принятие полномочий происходит автоматически по факту отсутствия руководителя. Так, на заместителя руководителя может возлагаться выполнение обязанностей руководителя в случае его временного отсутствия на основании локального нормативного правового акта организации.

В данном случае исполнение обязанностей руководителя производится на основании приказа о распределении обязанностей и соответствующей доверенности.

Порядок назначения исполняющего обязанности руководителя

Назначение исполняющего обязанности руководителя напрямую зависит от организационно-правовой формы юридического лица.

В некоторых видах организаций действует ограничение на замещение должности руководителя.

Так, например, в производственных кооперативах председателем может быть только член кооператива, следовательно, исполняющий обязанности также должен являться членом кооператива.

В хозяйственных обществах таких ограничений нет, поэтому исполняющим обязанности руководителя может быть назначен любой сотрудник организации, имеющий соответствующие профессиональные навыки, например руководителя структурного подразделения.

Назначить исполняющего обязанности вправе также орган управления организации, который избирает или назначает самого руководителя. Однако данное назначение не является оперативным и вряд ли будет целесообразным, так как каждый раз придется проходить процедуру созыва и проведения внеочередного собрания указанного органа управления.

Как правило, временное исполнение обязанностей руководителя возлагается на его заместителя. При этом заместитель не освобождается от своих непосредственных обязанностей. В случае если в организации существует несколько заместителей, исполнение обязанностей руководителя возлагается на одного из них.

Если заместителя, в должностные обязанности которого входило бы исполнение обязанностей отсутствующего руководителя, нет, то эти обязанности возлагают на другого работника.

В случае отсутствия штатного уполномоченного заместителя руководителя издается приказ о временном возложении обязанностей руководителя на такого работника.

Рекомендуем вам предусмотреть порядок назначения исполняющего обязанности руководителя в учредительных документах юридического лица и в должностных инструкциях заместителей руководителя.

ЭТО ВАЖНО! Если в названных документах будет подробно изложена процедура исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, то издавать отдельный приказ о возложении обязанностей не требуется.

Не следует забывать, что для осуществления непрерывной хозяйственной деятельности организации может потребоваться оформление в банке карточки с образцами подписи, носящей временный характер (п. 11 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40).

Альтернатива назначению исполняющего обязанности руководителя

По мнению автора, можно не применять процедуру возложения обязанностей руководителя на другое должностное лицо организации. Для этого достаточно выдать на соответствующее лицо доверенность, содержание которой будет включать в себя максимальный объем полномочий доверенного лица.

Полномочия представителя по доверенности более ограничены по сравнению с объемом полномочий, предоставленных руководителю юридического лица как исполнительному органу юридического лица.

Действующее по доверенности лицо – не орган юридического лица, а уполномоченное лицо доверителя в целях представления его интересов перед третьими лицами (ст. 186 ГК)

Слабой стороной такого варианта замены руководителя является то, что иногда возникают ситуации, когда руководитель не всегда может оформить доверенность из-за внезапно возникших негативных обстоятельств (например, тяжелая болезнь). В связи с этим для обеспечения нормальной работы организации в случае временного отсутствия руководителя необходимо полное исполнение его обязанностей другим лицом.

ЭТО ВАЖНО! Оформление доверенности с указанием переданных доверенному лицу полномочий также оправдано, поскольку доверенность – понятие гражданского, а не трудового права, она призвана регулировать именно внешние отношения организации.

Кто должен подписывать документы?

У вас может возникнуть вопрос, от чьего имени исполняющий обязанности должен подписывать документы – от своего или от имени руководителя.

Исполняющий обязанности руководителя должен подписывать документы от своего имени, т.е. должности, которую он занимает в соответствии со штатным расписанием.

В реквизит «подпись» должны входить наименование должности лица, подписавшего документ, его личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия) (п. 47 Методических указаний Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16.09.2005 № 41 «По практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»).

Применение наклонной черты перед наименованием должности руководителя при подписании документов недопустимо. Несовпадение должности, подписи и расшифровки сделает документ юридически недействительным.

Пример 3

Реквизиты подписи на бланке организации в случае возложения обязанностей руководителя на главного инженера организации могут быть оформлены следующим образом:

Правильно:
 
Главный инженер                                             Подпись                                                                  П.П. Друзь

Неправильно:
 
Директор                                                           Подпись                                                                   П.П. Друзь
 
За Директора                                                    Подпись                                                                   П.П. Друзь

Вывод

Надлежащее оформление исполнения обязанностей руководителя поможет вам избежать ряда негативных последствий, поскольку исполняющий обязанности руководителя совершает юридически значимые действия и они расцениваются как совершенные от имени организации.

Пример 4

Руководитель предприятия попал в больницу и более 3 месяцев находился на больничном. Так как вопрос исполнения обязанностей руководителя не был урегулирован в учредительных документах, специалист по кадрам был вынужден обратиться к учредителям.

Они приняли решение о возложении  исполнения обязанностей руководителя на заместителя директора организации. В решении был четко определен круг полномочий исполняющего обязанности руководителя. Заместитель директора, подписывая документы в пределах полномочий, содержащихся в решении учредителей,  указывал свою должность.
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.