Почему использование GPS-навигаторов выгодно организациям
Использование GPS-навигатора помогает организациям вести учет пройденного километража и расхода топлива. Навигатор необходим для своевременного прохождения ТО и обоснования списания ГСМ бухгалтерией организации. Кроме того, в системах TMS с помощью GPS производится автоматический учет доставки грузов в заданные точки и осуществляется контроль соответствия фактического маршрута автомобиля, что позволяет повысить дисциплину водителей, а также безопасность, поскольку знание координат позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в ДТП транспортное средство.
Экономический эффект для организации, использующей системы GPS, выражается в сокращении расхода топлива на 10–40 %, благодаря значительному сокращению воровства топлива, сокращению реального и уничтожению мнимого (накрученного) пробега. Мониторинг автотранспорта информирует о том, где и когда совершались остановки и заправки, где и сколько раз открывались двери, где находится машина в данный момент и с какой скоростью она движется. Обмануть систему мониторинга автотранспорта и контроля расхода топлива достаточно сложно.
Спутниковый мониторинг дисциплинирует водителей, поскольку фиксирует пройденный километраж. Система GPS мониторинга транспорта учитывает только фактически преодоленное расстояние, поэтому номер с подкручиванием спидометра не пройдет. Недобросовестному водителю не удастся и слить топливо из бака с целью последующей его продажи: спутниковая система мониторинга записывает все сливы топлива с указанием их времени, даты, продолжительности и объема.
Привлечение к ответственности водителя на основе показаний GPS-навигатора
Прежде всего нанимателю необходимо отразить использование GPS в локальном нормативном правовом акте организации. Сделать это можно в Правилах внутреннего трудового распорядка в разделе «Рабочее время и его учет» для такой категории работников, как водители.
Для того чтобы наниматель мог применить меры взыскания в случае нарушения водителем трудовой дисциплины, следует предусмотреть в рабочей инструкции водителя, например в разделе «Обязанности», обязательное использование водителем системы GPS при исполнении трудовой функции. В этом разделе также следует прописать обязанность водителя использовать GPS и определить порядок пользования системой (например, обязанность водителя следовать по заданному маршруту).
Таким образом, в случае незапланированного отклонения водителя от маршрута наниматель имеет право на основании показаний GPS истребовать у работника письменное объяснение о причинах отклонения от маршрута.
Если, по мнению нанимателя, причины неуважительные, то он вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины.
Если отклонение от заданного маршрута привело к излишнему использованию топлива, то наниматель имеет право произвести удержания из заработной платы за причиненный ущерб с соблюдением порядка, определенного в ст. 408 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Рассмотрим на примере, как работает эта схема.
Пример
Водители автопарка, возмущенные действиями администрации, обратились с жалобами в различные инстанции. Работники указали, что ранее бензин списывали по показаниям спидометра. Пройденный километраж водитель указывал после каждого рейса в путевом листе, механик и начальник гаража своими подписями цифры подтверждали. В мае автопарк был оснащен системой GPS-навигации. Для расчета бензина стали учитывать километраж, который показывает компьютер диспетчера, без учета показаний спидометра. На практике оказалось, что показания компьютера были всегда меньше, чем показания спидометра. За необоснованный перерасход топлива по вине водителей были произведены удержания из их заработной платы: чем больше километров водитель намотал –тем больше сумма удержаний.
Для того чтобы не было разницы в показаниях приборов, следует произвести поверку спидометра, а после поверки снова его опломбировать. Только эти действия помогут нанимателю доказать причиненный ему ущерб и заставить виновника его возместить. Например, повреждение пломбы на спидометре или ее отсутствие могут быть доказательством о намеренном искажении показаний спидометра работником.
Кто отвечает за сохранность устройства GPS?
Что касается сохранности прибора и его исправности, то наниматель имеет право заключить с работником (водителем) договор о материальной ответственности, в котором будет определена ответственность работника за вверенный ему прибор (ст. 405 ТК). Если автомобиль обслуживает экипаж, то наниматель имеет право заключить договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности (ст. 406 ТК).
Следует отметить, что взыскать материальный ущерб по договорам о материальной ответственности проще при утере вверенного работнику устройства.
При поломке устройства денежные средства с водителя на его ремонт удерживать нельзя, потому что необходимо доказать умышленную порчу имущества нанимателя. Таким образом, если у нанимателя будет достаточно доказательств (например, акт или иной документ, подписанный несколькими работниками (специалистами в этой области)), что устройство выведено из строя (повреждено) специально (на нем имеются следы механического воздействия), то в данном случае ущерб взыскивается в порядке, определенном ст. 408 ТК. Обращаем внимание, что факт умышленной порчи устройства наниматель должен доказать документально.
Для обеспечения контроля за использованием системы в должностной инструкции ответственного за выпуск на линию транспорта, например механика и (или) начальника гаража, следует предусмотреть обязанность проверки исправности GPS при выезде автомашины в рейс и возвращении ее из рейса.
Кроме того, можно предусмотреть и иные обязанности по контролю за расходом топлива и размером пробега исходя из условий производства.
Образец приказа об использовании GPS-навигаторов и назначении ответственных за их ремонт и обслуживание лиц смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.