Может ли главный бухгалтер поменять бухгалтеру должностные обязанности (смена участка бухучета), если бухгалтер с этим не согласен?
Может.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных в т.ч. сведения о трудовой функции: работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией (часть вторая ст. 19 ТК).
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» (далее – постановление № 1180).
В подп. 3.1 п. 3 Примерной формы контракта нанимателя с работником предусмотрена обязанность работника добросовестно выполнять работу согласно перечисленным в данном пункте должностным обязанностям или прилагаемой должностной инструкции (постановление № 1180).
Документ:
постановление Минтруда Республики Беларусь от 27.12.1999 № 155 «Об утверждении примерной формы трудового договора» (далее – постановление № 155).
Аналогичные нормы предусмотрены подп. 8.1 п. 8 примерной формы трудового договора (постановление № 155).
Таким образом, законодательство о труде допускает 2 варианта закрепления сведений о трудовой функции (должностных обязанностях) работника:
1) непосредственно в трудовом договоре (контракте);
2) в должностной инструкции, которая прилагается к трудовому договору (контракту).
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Должностная инструкция служащего разрабатывается в соответствии с содержанием раздела «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности, которую он занимает (п. 10 Общих положений ЕКСД).
Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно. В должностной инструкции определяются конкретная трудовая функция (должностные обязанности) служащего, а также его права и ответственность.
Справочно:
должностные инструкции включены в Примерный перечень документов, подлежащих утверждению (приложение 3 к Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
Трудовым законодательством для работников установлена обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным правовым актам, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора (пп. 2 и 11 ст. 55 ТК).
В свою очередь, при организации труда работников наниматель обязан своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними (п. 10 ст. 55 ТК). Порядок и сроки ознакомления законодательством не установлены.
Если изменения вносятся в должностную инструкцию работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, то правовых последствий для этого работника в данном случае не наступает.
В силу предписаний п. 10 ст. 55 ТК наниматель обязан ознакомить работника с внесенными в должностную инструкцию изменениями. При этом предварительное уведомление работника, а также заключение с ним дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту) об изменении должностной инструкции не требуется.
Внесение же в должностную инструкцию новых должностных обязанностей, не предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, является для работника изменением существенных условий труда (изменением трудовой функции). Соответственно такое изменение должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК.
На основании приведенных норм изменение (дополнение) должностной инструкции работника в пределах должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по соответствующей должности, в т.ч. при перемещении, не является изменением трудовой функции.
Справочно:
должностные обязанности предусмотрены квалификационной характеристикой по должности «бухгалтер» (постановление Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией»).
Бухгалтер выполняет следующие обязанности:
– осуществляет прием первичных учетных документов по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к обработке;
– отражает по соответствующим участкам учета на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции, связанные с движением активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации;
– принимает участие в формировании учетной политики организации;
– подготавливает план счетов бухгалтерского учета организации, формы первичных учетных документов;
– участвует в проведении экономического анализа хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности, в разработке и внедрении форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных информационных технологий, в проведении инвентаризаций активов и обязательств;
– подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
– оформляет бухгалтерские документы в соответствии с установленным порядком для передачи в архив и др.
Таким образом, с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности «бухгалтер», главный бухгалтер вправе распределять ведение бухгалтерского учета между бухгалтерами в зависимости от участков бухгалтерского учета, что не требует применения ст. 32 ТК.
Мария Ковалевич, юрист