Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Изменение трудового договора в виде отстранения от работы (Комментарий к ст. 49 Трудового кодекса РБ)

 
(Окончание. Начало см.: «Я – специалист по кадрам». – 2011. – № 4. – С. 4–9.)

Обязательное отстранение в связи с пребыванием в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (п. 1 части второй ст. 49 ТК)

Данное основание отстранения от работы – это также основание и для увольнения

Данное основание отстранения является одновременно основанием для увольнения работника по п. 7 ст. 42 ТК, которое зачастую следует за первым.

В п. 1 части второй ст. 49 ТК выделены 3 вида состояния опьянения:

– алкогольное (возникает в результате употребления напитков, содержащих этиловый спирт);
– наркотическое (возникает в результате употребления наркотиков (гашиша, кокаина, морфия и др.));
– токсическое (возникает в результате употребления снотворных средств, транквилизаторов, летучих веществ (бензина, ацетона, пятновыводителей и др.)).

Установление факта употребления алкоголя, наркотических или токсикоманических средств и состояния опьянения в медицинских учреждениях производится в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Минздрава РБ от 18.02.2003 № 10.

Отстранение от работы по п. 1 части второй ст. 49 ТК в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения может производиться только в тех случаях, когда в протоколе медицинского освидетельствования зафиксирован один из 4 следующих вариантов заключения:

– алкогольное опьянение;
– алкогольная кома;
– наркотическое или токсикоманическое опьянение;
– осложненное наркотическое (токсикоманическое) опьянение.

Отстранение от работы в связи с нахождением в состоянии соответствующего опьянения недопустимо при постановке по результатам медицинского освидетельствования диагнозов:

– трезв;
– установлен факт употребления алкоголя, но признаков алкогольного опьянения нет;
– установлен факт употребления наркотических или токсикоманических средств, но признаков наркотического или токсикоманического опьянения нет;
– трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Уточним значение терминов

Термины «токсическое опьянение» и «токсикоманическое опьянение» при применении ст. 49 ТК идентичны, хотя и требуют нормативно-правового уточнения.

Факт употребления алкогольных напитков, наркотических средств или токсических веществ, вызвавших состояние опьянения, вне места работы не препятствует применению ст. 49 ТК, если работник в указанном состоянии появился на работе.

Работник, находящийся в состоянии опьянения, может быть отстранен от работы по п. 1 части второй ст. 49 ТК, если он:

– во-первых, пребывает в указанном состоянии в рабочее время;
– во-вторых, на месте работы: на своем рабочем месте, в других местах на территории организации или на объекте вне ее территории, на которой работник по поручению нанимателя должен выполнять трудовые обязанности (например, в командировке, на обслуживаемых участках других организаций и т.д.).

Отстранение от работы по этому основанию может последовать и тогда, когда работник в рабочее время находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо распивал спиртные напитки, употреблял наркотические или токсические средства не на своем рабочем месте, но на территории организации либо объекта, где по поручению нанимателя он должен выполнять работу.

Доказательства для отстранения от работы по данному основанию

Конечно же, лучшим доказательством пребывания работника в состоянии опьянения является медицинское заключение врачей наркологического диспансера или медпункта организации. Однако само по себе отсутствие такого заключения (особенно в случаях, когда должностные лица нанимателя предлагали работнику пройти медицинское освидетельствование, но он отказался) не говорит о том, что работник был трезв. В такой ситуации доказательствами могут быть, например, акт, составленный по поводу отстранения от работы или пребывания в состоянии опьянения (в последнем случае акт обычно подписывается 3 работниками-очевидцами), и показания свидетелей.

Для того чтобы соответствующие документы имели большую доказательную силу, их нужно оформлять в день появления работника на работе в состоянии опьянения, а также указывать в них факторы, свидетельствующие о состоянии опьянения (например, алкогольный запах, нарушение координации движений, бессвязность речи и т.д.), о предложении пройти медицинское освидетельствование и отказе ознакомиться с документом.

Порядок проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя, наркотических или токсических средств и состояния опьянения определен в специальном Положении, утвержденном постановлением Минздрава РБ от 18.02.2003 № 10. Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О применении судами законодательства о труде» алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение может быть подтверждено не только медицинским заключением, но и другими видами доказательств, в т.ч. актом, свидетельскими показаниями, которые должны быть оценены судом.

Ссылки работника на уважительность причины нахождения в состоянии опьянения (день рождения, Новый год и т.д.) не препятствуют применению п. 1 части второй ст. 49 ТК.

Для работника, рабочий день которого ненормирован, время нахождения на работе сверх установленной продолжительности является рабочим. Поэтому в случае пребывания в этот период на работе в состоянии опьянения работник может быть отстранен по анализируемому основанию. Подобный подход применяется и при привлечении в установленном порядке к сверхурочным работам.

Отстранение от работы в соответствии с п. 1 части второй ст. 49 ТК должно производиться независимо от того, когда обнаружено, что работник находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения: в начале, середине или конце рабочего дня (смены).

Отстранение в последующие после появления в таком состоянии дни (например, до решения вопроса о применении дисциплинарного взыскания, включая увольнение) является незаконным.

ЭТО ВАЖНО! Отстранение в связи с пребыванием в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения возможно и в форме недопущения к работе до начала рабочего дня, например на проходной организации за 10 мин до начала смены. В таких случаях увольнение (при необходимости) должно производиться не по п. 7, а по п. 5 ст. 42 ТК в связи с возникшим в результате отстранения прогулом без уважительных причин.

Отстранение от работы по причине нахождения в указанном состоянии может производиться не только руководителем организации, но и любым уполномоченным должностным лицом нанимателя, например мастером или начальником цеха, если в их должностных инструкциях предусмотрена возможность осуществления указанных действий.

За отстранением от работы согласно п. 1 части второй ст. 49 ТК очень часто следует увольнение по инициативе нанимателя на основании п. 7 ст. 42 ТК с соблюдением установленного законодательством порядка.

Обязательное отстранение ввиду пребывания в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы (п. 1 части второй ст. 49 ТК)

Законом РБ от 06.07.2009 № 37-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны труда» п. 1 части второй ст. 49 ТК был дополнен фразой «а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы». Таким образом, появилось еще одно законодательное указание по поводу того, когда наниматель не только имеет право, но и обязан отстранять работника от работы.

В анализируемой норме главным является не конкретная разновидность болезни (одной или нескольких), а только то, что из-за нее возникло состояние, препятствующее выполнению работы.

При установлении такого факта разумно использовать сложившуюся практику с установлением состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянения: определение по внешним признакам, составление соответствующего акта, правомочность лица, производящего отстранение, и т.п. (см. комментарий выше). Наличие указанного состояния определяется по усмотрению нанимателя (его должностных лиц) даже при отсутствии у него соответствующих медицинских работников.

По поводу отстранения в соответствии с п. 15 части первой ст. 55 ТК издается приказ (распоряжение), например, на основании докладной записки мастера или руководителя структурного подразделения, в котором трудится работник.

Отстранение может быть произведено как перед началом рабочего дня (смены), так и в течение его (например, при резком повышении давления у работника).

Нахождение в болезненном состоянии, из-за которого наниматель отстранил работника, не является дисциплинарным проступком, и поэтому в данном случае не может применяться дисциплинарная ответственность.

Исходя из частей четвертой и пятой ст. 49 ТК за время комментируемого отстранения заработная плата не сохраняется. Если же, например, сразу после отстранения работник обратился в медицинское учреждение и ему выдали больничный лист, то за соответствующий день ему будет выплачена не заработная плата, а пособие по государственному социальному страхованию.

Обязательное отстранение в связи с непрохождением инструктажа, проверки знаний по охране труда (п. 2 части второй ст. 49 ТК)

Пункт 2 части второй ст. 49 ТК проистекает от п. 9 ст. 226 ТК и п. 4 ст. 232 ТК, где предусмотрены обязанности по поводу инструктажа и проверки знаний по охране труда:

– для нанимателя – обеспечить их проведение;
– для работника – пройти их.

Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Инструкция о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175).

Инструкция содержит 4 главы:

– общие положения;
– обучение и проверка знаний по рабочим профессиям;
– обучение и повышение уровня знаний руководителей и специалистов;
– инструктаж по охране труда с выделением в содержании его видов (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой).

Кроме того, к этой Инструкции дается 8 важных, развивающих ее приложений:

– типовой перечень работ с повышенной опасностью;
– удостоверение по охране труда;
– личная карточка прохождения обучения по вопросам охраны труда;
– журнал регистрации инструктажа по охране труда;
– типовой перечень вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов;
– типовой перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
– типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;
– журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда осуществляется специальными комиссиями

Деятельность комиссий урегулирована в настоящее время постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210.

Этим постановлением утверждены 3 положения о комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда:

– республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь;
– местного исполнительного и распорядительного органа;
– организации.

В последнем Положении предусмотрено, в частности, следующее:

– комиссия организации (одна или несколько) создается приказом руководителя организации;
– она правомочна принимать решение при участии в работе не менее половины состава комиссии (не менее 3 человек);
– решение принимается большинством голосов присутствующих членов и оформляется протоколом.

Отстранение по п. 2 части второй ст. 49 ТК должно производиться независимо от того, какой вид инструктажа (вводный, первичный, повторный, внеплановый или целевой) не прошел работник, и от наличия в этом его вины.

Обязательное отстранение в связи с неиспользованием средств индивидуальной защиты (п. 3 части второй ст. 49 ТК)

Работник в соответствии с п. 3 части второй ст. 49 ТК должен быть отстранен от работы не только в случае выполнения работ, связанных с повышенной опасностью, но и при выполнении любых других работ, где для обеспечения безопасности труда необходимо использовать требуемые средства индивидуальной защиты. Эта норма увязана с п. 5 ст. 226, ст. 230 и п. 3 ст. 232 ТК, где предусмотрены обязанности по поводу средств индивидуальной защиты:

– для нанимателя – обеспечить их;
– для работника – использовать их.

Важнейшими подзаконными нормативными правовыми актами в данной сфере являются:

– Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 145;
– Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209.

Обязательное отстранение в связи с непрохождением медицинского осмотра (п. 4 части второй ст. 49 ТК)

Норма п. 4 ст. 49 ТК согласована с п. 10 ст. 226, ст. 230 и п. 4 ст. 232 ТК, где предусмотрены обязанности по поводу прохождения медицинских осмотров:

– для нанимателя – обеспечить их;
– для работника – пройти их.

Основы правового регулирования обязательных медицинских осмотров, непрохождение которых влечет отстранение от работы согласно п. 4 части второй ст. 49 ТК, даны в ст. 228 ТК.

В ней предусмотрено, что для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника.

На время прохождения предусмотренных настоящей статьей медицинских осмотров за работником сохраняются его место работы (должность) и средний заработок.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливает республиканский орган государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в сфере труда.

На основании части третьей ст. 228 ТК постановлением Минздрава РБ от 08.08.2000 № 33 утвержден Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников, в котором, в частности, предусмотрено, что предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры осуществляются с целью:

– определения соответствия (пригодности) рабочих и служащих поручаемой им работе, обеспечения безопасности труда и предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
– выявления лиц с профессиональными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание;
– распознавания общих (непрофессиональных) заболеваний, при которых дальнейшая работа в контакте с профессиональной вредностью может ухудшить их течение;
– назначения индивидуальных лечебно-оздоровительных мероприятий лицам с выявленными заболеваниями или с подозрением на профессиональное заболевание (диспансерное наблюдение, обследование в клинике, лечение амбулаторное, в стационаре, оздоровление в профилактории, санатории, доме отдыха, рациональное трудоустройство и др.);
– оценки условий труда и разработки санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, вызывающих профессиональное заболевание;
– обеспечения преемственности в оказании лечебно-профилактической помощи работающим путем организации инженерно-врачебных бригад.

Предварительные (при поступлении на работу) и периодические осмотры работников осуществляют медико-санитарные части (включая ведомственные учреждения) и территориальные лечебно-профилактические учреждения.

Предварительные осмотры проводятся только по направлению нанимателя с указанием производств, профессий и профессиональных вредностей:

– согласно Перечню вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения профессиональных заболеваний врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров, и необходимых лабораторных и функциональных исследований по определенным этиологическим факторам в процессе труда, медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами;
– Перечню работ, для выполнения которых обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинских осмотров, необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работы в целях предупреждения заболеваний и обеспечения безопасности труда;
– Перечню контингентов, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Действия нанимателя по обеспечению прохождения предварительных и периодических осмотров

Учреждения органов государственного санитарного надзора совместно с лечебно-профилактическими учреждениями и нанимателями в соответствии с первыми 2 вышеназванными перечнями определяют список контингентов, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, в срок до 1 января по установленной форме.

Наниматель на основании списка контингентов составляет на очередной год список лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру по предприятию, цеху, по установленной форме.

Списки лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, согласовываются с территориальными центрами гигиены и эпидемиологии, подписываются нанимателем и за 15–20 дней до начала осмотра представляются в лечебно-профилактическое учреждение.

Очередность и порядок осмотра оформляются приказом с указанием лиц, ответственных за явку работников на осмотр (начальники цехов, инженер по технике безопасности, агроном, бригадир и др.).

Наниматель обеспечивает явку работников на осмотры и обследования и несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших медицинский осмотр.

Отстранение в связи с совершением хищения имущества нанимателя (часть третья ст. 49 ТК)

Новшество части второй ст. 49 ТК, внесенное в п. 3 части второй ст. 49 ТК Законом РБ от 20.07.2007 № 272-З «О внесении изменении и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон № 272-З), имеет принципиальное значение и заслуживает всяческого одобрения, так как учитывает общеправовые принципы, а также уголовно-правовые нормы и терминологию.

В настоящее время на основании части третьей ст. 49 ТК наниматель имеет право отстранить от работы работника, совершившего хищение имущества нанимателя, до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Таким образом, отстранение от работы допускается только на период с даты установления факта хищения до дня вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Факт совершения хищения (как административного правонарушения, так и уголовного преступления) наниматель и его должностные лица устанавливать не могут. Это может сделать только:

– суд (применительно к хищению как уголовному преступлению) на основании ст. 26 Конституции РБ;
– суд либо комиссия по делам несовершеннолетних применительно к хищению мелкого имущества – административного правонарушения в соответствии со ст. 3.1 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях.

Отстранение по нормам части третьей ст. 49 ТК наниматель имеет право осуществлять после получения (в соответствующих случаях – оглашения) официального документа – приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Прежняя формулировка части третьей ст. 49 ТК, при которой отстранение могло иметь место с момента совершения кражи (например, на проходной при выносе колбасы с мясокомбината), теперь действовать не должна. Для отстранения от работы уже недостаточно актов или протоколов, составленных должностными лицами нанимателя или сотрудниками органов Министерства внутренних дел РБ.

Согласно новой редакции части третьей ст. 49 ТК отстранение от работы может последовать только за хищение имущества нанимателя, но не иных лиц (работников, граждан, случайно оказавшихся на территории нанимателя, и др.).

Часть третья ст. 49 ТК применяется при совершении любого из видов хищения. Эти виды определены в приложениях к гл. 24 Уголовного кодекса РБ (далее – УК).

В данных приложениях сказано, что под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники. Составы этих преступлений содержатся в ст. 205–212 УК.

Сохранение (несохранение) заработной платы за период отстранения (части четвертая и пятая ст. 49 ТК)

За период отстранения от работы заработная плата не начисляется и не выплачивается

В части четвертой ст. 49 ТК установлено общее правило: за период отстранения от работы заработная плата не начисляется и соответственно не выплачивается.

ЭТО ВАЖНО! За фактически же отработанное в день отстранения время (например, если работник появился в состоянии алкогольного опьянения после обеденного перерыва, за что был отстранен до конца работы) заработная плата за первую половину рабочего дня должна начисляться и выплачиваться в общем порядке.

Введенная Законом № 272-З в ст. 49 ТК новая (пятая) часть делает исключение из части четвертой этой же статьи. Оно заключается в следующем.

Если работника отстранили от работы за то, что он не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой ст. 71 ТК.

Слова «не по своей вине» могут означать, например, ситуации, когда работник не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр:

– из-за того, что уполномоченные должностные лица нанимателя (мастер, начальник участка и т.д.) не предложили ему это сделать или сказали, допустим, что можно сделать это потом;
– работник в день проведения указанных мероприятий по охране труда заболел или отсутствовал на работе вследствие других уважительных причин.

Оплата труда работника за время отстранения от работы согласно части первой ст. 71 ТК должна быть осуществлена не в размере среднего заработка или полного оклада (тарифной ставки), а только в размере не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).
 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.