Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Изменения, внесенные в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции

Проведение антикоррупционных мероприятий – в той или иной степени обязанность всех госорганов и организаций независимо от формы собственности. Противодействие коррупции включает ее предупреждение, выявление и пресечение, а также устранение ее последствий. О том, что изменилось в данной сфере, расскажем в статье.

 

Типовым положением определяется порядок создания и деятельности в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов, являющихся государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде 50 % и более (далее, если не указано иное, – государственные органы (организации)), комиссий по противодействию коррупции (далее – комиссии).

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2019 № 267 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732» (далее – постановление № 267).

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Распространение действия документа на унитарные предприятия

В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия (часть третья п. 2 ст. 113 ТК).

Это значит, что создание комиссии по противодействию коррупции в коммунальном унитарном предприятии также обязательно, поскольку понятие «государственное предприятие» включает коммунальные юридические лица.

Комиссия по противодействию коррупции действует не только на основании Типового положения, но и на основании положения, утверждаемого руководителем юридического лица, в котором учитываются особенности деятельности данной организации (п. 3 Типового положения). Это означает, что необходимо разработать свое локальное положение, регламентирующее деятельность комиссии по противодействию коррупции, на основании Типового положения.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверж­дении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции» (далее – Типовое положение).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Состав комиссии

Состав комиссии формируется из числа работников государственного органа (организации), в т.ч. курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя государственного органа (организации) – также из числа граждан и представителей юридических лиц (п. 2 Типового положения).

Основные изменения

В свете новых изменений были дополнены некоторые нормы Типового положения, а некоторые – исключены.

Пункт 2 Типового положения изложен в следующей редакции: «Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является руководитель государственного органа (организации), а в случае отсутствия руководителя государственного органа (организации) – лицо, исполняющее его обязанности. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов».

Уточнен п. 3 Типового положения.

Так, комиссия в своей деятельности руководствуется Конститу­цией Республики Беларусь, Законом о борьбе с коррупцией, иными актами законодательства, в т.ч. Типовым положением, а также утверждаемым руководителем государственного органа (организации) положением о комиссии, в котором учитываются особенности деятельности государственного органа (организации).

Претерпели небольшие изменения основные задачи комиссии.

Так, комиссия при осуществлении своей деятельности должна:

– своевременно определять коррупционные риски и принимать меры по их нейтрализации;

– рассматривать вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов (исключена необходимость внесения соответствующих предложений руководителю государственного органа (организации));

– принимать меры по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.

Основные функции комиссии

Основные функции комиссии изложены в следующей редакции:

– участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

– принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;

– разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;

– разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;

– рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

Исключена задача комиссии об информировании руководителя государственного органа (организации) о поступивших в комиссию сведениях о правонарушениях, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушениях (п. 5 Типового положения).

Исключена обязанность по возложению обязанностей по осуществлению функций председателя комиссии на его заместителя.

Справочно:

информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в Интернете не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

 

Рассмотрение предложений по противодействию коррупции

По-прежнему к предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В новой редакции предусмотрено, что в случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.

Периодичность заседаний комиссии

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в т.ч. для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в т.ч. правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже 1 раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее 1/3 ее членов (п. 13 Типового положения).

Справочно:

изменения произошли также в примерном перечне вопросов, которые могут обсуждаться на комиссии по противодействию коррупции (п. 13 Типового положения).

 

Ольга Сбитнева, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.