Постановлением № 7 были изменены и дополнены квалификационные требования по должностям главного бухгалтера и бухгалтера. Однако, как показывает практика, по оформлению трудовых отношений с указанной категорией работников по-прежнему возникает немало вопросов. На отдельные из них мы ответим в данной статье.
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 10.02.2017 № 7 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159» (далее – постановление № 7).
Документ: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З).
Документ: приложение 1 к постановлению Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности».
Главный бухгалтер организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка Республики Беларусь) должен соответствовать следующим требованиям:
– высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»;
– стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет;
– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
Для осуществления трудовой деятельности в должности бухгалтера необходимо высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль», без предъявления требований к стажу работы.
Для присвоения II и I квалификационной категории по должности бухгалтера помимо упомянутого образования требуется стаж работы не менее 2 лет в должности бухгалтера либо бухгалтера II квалификационной категории соответственно.
Справочно: изложенные требования не распространяются на главных бухгалтеров и бухгалтеров организаций (микроорганизаций), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) с ведением книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, поскольку Закон № 57-З к организациям, ведущим учет в книге учета доходов и расходов, не применяется.
Внесите соответствующие изменения в ЛНПА
Установление новых квалификационных требований влечет необходимость изменения локальных нормативных правовых актов (далее – ЛНПА) организации, регламентирующих должностные обязанности главного бухгалтера и бухгалтера.
На практике должностные обязанности работников, как правило, определяются должностной инструкцией.
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Справочно: должностные инструкции – ЛНПА, регламентирующие правовое положение служащих в организации и определяющие задачи, функции, права, обязанности и ответственность по занимаемым ими должностям (п. 1 Общих положений ЕКСД).
Если должностная инструкция оформлена в качестве приложения к трудовому договору либо содержание трудовой функции отражено непосредственно в тексте указанного документа, то применению подлежит правило, предусмотренное частью четвертой ст. 19 ТК, согласно которому в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.
Поскольку внесение изменений и дополнений в перечисленные документы не влечет за собой необходимости изменения существенных условий труда, достаточным является утверждение должностной инструкции в новой редакции (с учетом упомянутых изменений квалификационных требований) либо внесение соответствующих изменений в трудовой договор с работником путем оформления дополнительного соглашения к нему.
ЭТО ВАЖНО! Содержание указанных документов должно быть доведено до сведения работника под роспись.
Что делать с работниками, не соответствующими новым квалификационным требованиям?
Ситуация 1
Главный бухгалтер организации, проработавшая в указанной должности 12 лет, имеет экономическое образование, не соответствующее действующим квалификационным требованиям.
Можно ли уволить ее по п. 3 ст. 42 или п. 7 ст. 44 ТК?
Документ: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон № 361-З).
Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу (ст. 67 Закона № 361-З).
С учетом изложенного действующие квалификационные требования, установленные для должностей «главный бухгалтер» и «бухгалтер», касаются лишь лиц, принимаемых на работу после вступления в силу постановления № 7, т.е. с 1 марта 2017 г. На работников, продолжающих работать в указанных должностях, данные требования не распространяются.
Таким образом, несоответствие главного бухгалтера, состоящего в штате организации, новым квалификационным требованиям не является основанием для увольнения по п. 3 ст. 42 или п. 7 ст. 44 ТК.
При наличии необходимости главный бухгалтер, не имеющий образования, установленного новыми квалификационными требованиями (с учетом положений п. 9 Общих положений ЕКСД), может быть направлен нанимателем на переподготовку руководящих работников и специалистов.
Можно ли принять на должности главного бухгалтера и бухгалтера в порядке исключения?
Ситуация 2
У соискательницы, претендующей на должность заместителя главного бухгалтера, имеется продолжительный опыт работы в должности бухгалтера и главного бухгалтера, но отсутствует образование, наличие которого согласно действующим квалификационным требованиям необходимо для трудоустройства на должность главного бухгалтера.
Допустимо ли принять ее на указанную должность в порядке исключения?
Документ: Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положение ЕКСД).
На должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством (п. 12 Общих положений ЕКСД). При этом могут учитываться:
– уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация;
– наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации);
– специальные знания и деловые качества;
– опыт работы по соответствующему направлению деятельности;
– инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Руководствуясь изложенной нормой законодательства, наниматель вправе принять на работу в порядке исключения лишь служащих, образование и (или) стаж работы которых не соответствуют требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством.
Служащими среди работников бухгалтерской службы являются бухгалтеры.
В свою очередь, трудоустройство соискателя на должность главного бухгалтера, принадлежащего к категории руководителей, в порядке исключения недопустимо.
ЭТО ВАЖНО! Изложенное требование распространяется как на основных работников, так и на лиц, принимаемых на условиях срочного трудового договора (например, на период длительной нетрудоспособности основного работника, его нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком и т.п.).
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей (часть седьмая п. 10 Общих положений ЕКСД). Таким образом, требования к квалификации заместителя главного бухгалтера аналогичны квалификационным требованиям к главному бухгалтеру.
С учетом изложенного претендента, не имеющего образования, предусмотренного квалификационными требованиями по должности «главный бухгалтер», в порядке исключения на должность заместителя главного бухгалтера трудоустроить недопустимо.
Продление контракта с работниками, не соответствующими квалификационным требованиям
Ситуация 3
Два бухгалтера организации имеют высшее экономическое образование, не предусмотренное действующими квалификационными требованиями. Контракты у обоих заканчиваются 3 ноября 2017 г., при этом один из бухгалтеров является работником предпенсионного возраста.
Как поступить нанимателю: продлить или прекратить трудовые отношения с данными работниками?
Основанием прекращения трудового договора является истечение срока действия срочного трудового договора (п. 2 части второй ст. 35 ТК), кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения. Трудовой договор, заключенный на определенный срок, прекращается с истечением его срока действия (часть первая ст. 38 ТК).
При этом следует учесть, что не допускается прекращение трудовых отношений по указанному основанию с лицами, перечисленными в п. 2 Указа № 180, к которым относятся и работники предпенсионного возраста.
Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г.» (далее – Указ № 180).
Справочно: поскольку с 1 января 2017 г. общеустановленный пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет и 6 месяцев, а для женщин 55 лет и 6 месяцев, обязанность нанимателя по продлению либо заключению нового контракта до указанного возраста возникает перед работниками, достигшими в 2017 г. возраста 58 лет и 6 месяцев и 53 года и 6 месяцев соответственно.
В иных случаях продление либо заключение нового контракта является исключительно правом нанимателя.
Следует отметить, что действующее законодательство не устанавливает для нанимателя обязанности обосновать принятое им решение об отказе от продолжения трудовых отношений с работником. Сам факт истечения срока действия контракта является основанием для его увольнения по п. 2 части второй ст. 35 ТК.
Справочно: дополнительные гарантии для продолжения работниками трудовых отношений на контрактной основе могут быть предусмотрены генеральными, тарифными, местными соглашениями и коллективными договорами. Например, данные ЛНПА могут содержать указание об обязанности нанимателя обосновать решение о непродлении контракта, продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с работником, добросовестно работающим, не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, при наличии у него определенного стажа работы, определенного профессионального уровня и квалификации и т.д.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации при отсутствии гарантий относительно продолжения трудовых отношений на контрактной основе наниматель вправе как продлить либо заключить новый контракт с бухгалтером, не являющимся работником предпенсионного возраста, так и прекратить трудовые отношения с ним по п. 2 части второй ст. 35 ТК. При этом факт его несоответствия новым квалификационным требованиям сам по себе не является основанием для отказа в продолжении трудовых отношений.
Что касается работника предпенсионного возраста, то достижение им указанного возраста не создает обязанности для нанимателя продлить с ним контракт либо заключить новый. Гарантия, предусмотренная п. 2 Указа № 180, применима в отношении сотрудника предпенсионного возраста только в случае добросовестности его работы и отсутствия нарушений трудовой и исполнительской дисциплины. Исключения составляют случаи, когда коллективным договором предусмотрена обязанность нанимателя относительно продления (заключения) контракта со всеми работниками организации, достигшими соответствующего возраста без указания каких-либо требований.
При соблюдении указанных условий трудовые отношения с работником должны быть продолжены не менее чем до достижения им общеустановленного пенсионного возраста.
Светлана Семенихина, юрист