Работник работает в организации по трудовому договору. В текущем месяце ему назначена пенсия по возрасту на общих основаниях. При этом работник продолжает работать в организации.
Обязана ли организация извещать районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите о том, что у нее работает пенсионер?
Такой обязанности в данной ситуации у организации нет. Обоснуем это.
Обязанность извещения районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите об изменении условий, влияющих на выплату пенсий, пособий и компенсаций установлена ст. 93 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении». В ней сказано, что при приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в 5-дневный срок орган, выплачивающий пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскивают в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц.
Справочно:
работодатели – юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы, индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, а также юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм (ст. 1 Закона РБ «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»).
Пенсионер также обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
Вы должны знать, что взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных в связи с представлением работодателем документов, содержащих недостоверные сведения, либо в связи с невыполнением работодателем требования об извещении в 5-дневный срок органа, выплачивающего пенсию, о приеме на работу пенсионера, обращают на денежные средства работодателей, находящиеся на счетах в банках, на основании распоряжения органов, выплачивающих пенсии, о взыскании в бесспорном порядке излишне выплаченных сумм пенсий (п. 1 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2001 № 14 «О порядке взыскания излишне выплаченных сумм пенсий»).
Взыскателями переплат сумм пенсий выступают органы по труду, занятости и социальной защите, выплачивающие пенсии.
Таким образом, обязанность работодателя известить орган, выплачивающий пенсию, возникает лишь при приеме на работу пенсионера.