Совет по трудовым и социальным вопросам
В Беларуси будет действовать совет по трудовым и социальным спорам. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров от 22.02.2012 № 169 «Об утверждении Типового положения об отраслевом, территориальном (областном, городском, районном) совете по трудовым и социальным вопросам».
Орган создан для осуществления взаимодействия республиканских органов государственного управления или местных исполнительных и распорядительных органов, соответствующих объединений нанимателей и профессиональных союзов, являющихся сторонами совета, по реализации социально-экономической политики, защите трудовых, социально-экономических прав и интересов граждан на отраслевом и местном уровнях.
Совет по трудовым и социальным вопросам выполняет следующие функции:
– рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
– участвует в разработке проектов тарифного (отраслевого), местного соглашений и мероприятий по их реализации, а также осуществляет контроль за ходом выполнения таких мероприятий;
– координирует и анализирует работу в отрасли, области (городе, районе) по заключению соглашений и коллективных договоров, оказывает информационно-методическую помощь нанимателям и профессиональным союзам в их разработке и выполнении;
– проводит консультации и переговоры по актуальным трудовым и социально-экономическим проблемам развития отрасли, области (города, района), вопросам подготовки, заключения и выполнения тарифного (отраслевого), местного соглашений;
– разрабатывает и принимает меры по развитию социального партнерства в отрасли, области (городе, районе), расширению практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, практическому использованию научных разработок и рекомендаций в сфере социально-трудовых отношений;
– содействует урегулированию разногласий, возникающих в процессе коллективно-договорных отношений в отрасли, области (городе, районе).
Задачами совета являются:
– выработка общих принципов проведения согласованной социально-экономической политики, направленной на защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов работников соответствующей отрасли, области (города, района), повышение уровня жизни населения;
– развитие социального партнерства в отрасли, области (городе, районе);
– обеспечение участия сторон совета в разработке и реализации тарифного (отраслевого), местного соглашений, реализации социально-экономической политики, направленной на защиту конституционных прав граждан, их экономических и социальных интересов;
– анализ ситуации в социально-трудовой сфере отрасли, области (города, района), выполнение сторонами тарифного (отраслевого), местного соглашений, работы по развитию социального партнерства в отрасли, области (городе, районе);
– обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества сторон совета в рамках системы социального партнерства, координация их действий по выполнению взятых обязательств.
Большую пенсию нужно будет заработать
Для стимулирования более позднего выхода на пенсию Указом Президента от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» предусмотрено установление возрастающих премий за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях. При этом работник сам принимает решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию. Целью Указа является адаптация пенсионной системы к росту нагрузки в складывающихся демографических и социально-экономических условиях.
Каждые 2 месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1 % заработка, из которого она исчислена, 1 год работы – на 6 %, 2 – на 14 (6 за первый и 8 за второй), 3 – еще на 10 %, 4 – на 12 %, 5 – на 14 % заработка. Таким образом, за 5 лет работы пенсия увеличится на 50 % указанного заработка, или в 1,7–2 раза (в зависимости от стажа и заработка). И это не предел. Каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать ее еще на 14 % заработка, из которого она исчислена.
Под работой, дающей право на увеличение пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты населения Минтруда и соцзащиты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.
Пенсии по возрасту, назначенные с 1 сентября 1998 г. до вступления в силу Указа, будут пересмотрены с учетом этой нормы Указа при соблюдении установленных условий.
Также в соответствии с Указом при исчислении пенсии за периоды без уплаты обязательных страховых взносов, включаемые в стаж работы для назначения пенсии (учеба, служба в армии, уход за детьми и др.), вместо отсутствующего заработка будет применяться условный доход – 40 % средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Это позволит повысить значимость в пенсии периодов работы с уплатой обязательных страховых взносов и ориентировать граждан на «зарабатывание» пенсий, в т.ч. и стажа.
Указ вступит в силу 1 октября 2012 г.
Гражданам, возможно, предоставят право обращения в Конституционный Суд
Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич не исключает возможности введения для граждан прямой конституционной жалобы. Он пояснил, что в Беларуси граждане не обладают правом непосредственного обращения в Конституционный Суд, хотя в ряде государств Европы и на постсоветском пространстве это возможно. Председатель Конституционного Суда не исключил возможности введения прямой конституционной жалобы в Беларуси в среднесрочной перспективе. Петр Миклашевич отметил, что существует косвенная возможность доступа граждан к конституционному правосудию, когда гражданин через уполномоченных субъектов вправе обратиться в суд. «Такой механизм у нас определен, и граждане обращаются к соответствующим уполномоченным субъектам, для того чтобы они инициировали рассмотрение того или иного вопроса непосредственно в Конституционном Суде», – сказал он. Петр Миклашевич также пояснил, что по юридической природе Конституционный Суд является пассивным органом и по собственной инициативе не может принять к рассмотрению тот или иной вопрос и дать ему правовую оценку.
В период с 1994 г. по 1996 г. Конституционный Суд был наделен правом по собственной инициативе принимать к рассмотрению те или иные вопросы. Однако, когда вносились изменения и дополнения в Конституцию в 1996 г., это полномочие из компетенции суда было исключено как несвойственное конституционному правосудию.
В трудовых спорах будут участвовать медиаторы
По словам исполняющей обязанности Председателя Республиканского трудового арбитража Ирины Соколовской, планируется привлекать медиаторов к разрешению трудовых споров. Посредничество в хозяйственных судах Беларуси пока не нашло применения, оно носит рекомендательный характер, т.е. стороны либо принимают предложения, либо отказываются от них. Для упорядочения деятельности медиаторов планируется принять законопроект «О медиации». Он позволит применять медиацию как альтернативный способ рассмотрения коллективных трудовых споров. «В республике достаточно хорошо отлажен порядок рассмотрения споров трудовым арбитражем», – отметила исполняющая обязанности Председателя. Принятие данного законопроекта позволит создать еще один механизм разрешения трудовых споров. Кроме того, Ирина Соколовская подчеркнула, что деятельность Республиканского трудового арбитража в последнее время все больше направлена на профилактику трудовых конфликтов на предприятиях. В частности, с этой целью трудовые арбитры активно выступают на семинарах, предлагают прибегать к их помощи в урегулировании трудовых конфликтов и установлении диалога между работником и нанимателем. Как результат – около четверти всех коллективных трудовых споров в 2011 г. были разрешены еще до процедуры трудового арбитража.