«Горячая линия» Департамента государственной инспекции труда
Первую «горячую линию» в 2012 г. Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты провел 16 января 2012 г.
Еще две «горячие линии» по вопросам трудового законодательства и охраны труда будут проведены Департаментом 20 февраля и 19 марта 2012 г. с 9.00 до 13.00 по тел. (017) 306-41-23.
О повышении размера тарифной ставки 1-го разряда
В целях повышения уровня оплаты труда работников бюджетных организаций, покупательной способности их заработной платы и частичного восстановления дифференциации в оплате труда было принято постановление Совета Министров от 30.12.2011 № 1775 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».
С 1 января 2012 г. тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций повышена со 151,0 до 200,0 тыс. руб., или на 32,5 %, и увеличен диапазон корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, тарифицируемых 1-м – 27-м разрядами, с 2,862–0,915 на 3,720–0,920.
Повышение тарифной ставки 1-го разряда, а также изменение диапазона корректирующих коэффициентов позволят:
– повысить заработную плату работников бюджетной сферы в среднем на 19,4 %;
– включить ежемесячные дифференцированные доплаты, установленные с 1 ноября 2011 г., в заработную плату;
– усилить дифференциацию в оплате труда работников бюджетной сферы;
– повысить удельный вес тарифной ставки (оклада) в заработной плате работников бюджетной сферы;
– повысить покупательную способность заработной платы;
– сохранить уровень заработной платы низкооплачиваемых категорий работников не ниже минимальной заработной платы, размер которой с 1 января 2012 г. составляет 1 млн. руб. (постановление Совета Министров от 09.12.2011 № 1666).
Ряд некоммерческих организаций теперь не нуждается в разрешении на изготовление печати
В целях либерализации осуществления деятельности некоммерческих организаций, а также дебюрократизации деятельности регистрирующих органов Минюст принял постановление от 03.01.2012 № 1 «О признании утратившими силу отдельных постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь», отменяющее процедуру выдачи органами юстиции разрешений на право изготовления печатей ряда некоммерческих организаций. Постановление отменяет существующий порядок выдачи разрешений на право изготовления печатей политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), республиканских государственно-общественных объединений, фондов, постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов и иных некоммерческих организаций, зарегистрированных Минюстом. После вступления в силу постановления названные организации смогут изготавливать свои печати без получения специального разрешения регистрирующего органа. Принятие данного нормативного правового акта направлено на упрощение порядка государственной регистрации и деятельности общественных объединений и других некоммерческих организаций.
Увольнение за разглашение коммерческой тайны
В Беларуси планируется наделить нанимателей правом увольнять работников за разглашение коммерческой тайны.
Так, на данный момент в Палате представителей Национального собрания находится на рассмотрении законопроект «О коммерческой тайне» – документ, затрагивающий интересы практически каждого юридического лица и гражданина. Одной из самых обсуждаемых норм проекта закона обещает стать наделение нанимателей правом увольнения работников за разглашение коммерческой тайны.
В настоящее время общественные отношения, связанные с охраной коммерческой тайны, регулируются отдельными нормами Гражданского кодекса (далее – ГК), Положением о коммерческой тайне, утвержденным постановлением Совета Министров от 06.11.1992 № 670, а также рядом других актов законодательства. Анализ этих нормативных правовых актов говорит о серьезных пробелах в законодательстве. Так, положения ГК, касающиеся охраны нераскрытой информации и коммерческой тайны, недостаточны и противоречивы; в законодательстве используется множество понятий (таких, как «охраняемая информация», «нераскрытая информация», «коммерческая тайна», «служебная тайна» и др.), содержание и соотношение которых понятно далеко не всегда.
Еще большая проблема связана с охраной коммерческой тайны в рамках трудовых отношений. Трудовой кодекс (далее – ТК) содержит положения, обязывающие работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, однако не оговаривает ответственность за ее разглашение. Проект закона обязывает работников сохранять конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну нанимателя или третьих лиц, к которой работодатель имеет доступ. На практике это будет выглядеть следующим образом: наниматель и работник заключают соглашение о неразглашении коммерческой тайны, имеющее гражданско-правовой характер и определяющее их взаимные права, обязанности и ответственность в вопросах обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.
Несмотря на то что и в ТК, и в примерных формах трудовых договоров (контрактов) прописано требование к работнику соблюдать коммерческую тайну нанимателя, работодатель не вправе уволить работника, который раскрыл секреты организации, поскольку такие основания не предусмотрены ТК. Законопроект предполагает внести дополнения в ТК, предусматривающие возможность увольнения работника, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, за неподписание обязательства о неразглашении коммерческой тайны, а также за разглашение коммерческой тайны, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
На сегодняшний день трудовое законодательство ограничивает имущественную ответственность работника только обязанностью возместить прямой ущерб, причиненный нанимателю. Сложилась парадоксальная ситуация: взыскать с «нерадивого» сотрудника сумму ущерба можно только, например, за сломанный станок или стул, а в случаях причинения нанимателю огромных убытков из-за разглашения или передачи конкурентам сведений, составляющих коммерческую тайну, выставить счет работнику невозможно. Со вступлением в силу закона работодатель на законных основаниях сможет требовать от работника возмещения упущенной выгоды в судебном порядке.
Документ дает определение понятия «коммерческая тайна», устанавливает перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны.
Еще одним ключевым аспектом законопроекта является предусмотренный в нем механизм введения режима коммерческой тайны, а также порядок получения доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Доступ к коммерческой тайне может быть предоставлен только с согласия ее владельца и, как исключение, по требованию некоторых государственных органов, например таких, как суд, прокуратура, органы дознания и следствия, государственной безопасности и т.д. В последнем случае доступ к коммерческой тайне будет осуществляться на безвозмездной основе, а на его получателей возлагается обязанность по соблюдению ее конфиденциальности.
Проект закона уже дважды рассматривался на заседаниях рабочей группы комиссии. Депутатов и приглашенных на заседания представителей предпринимательских кругов интересовали вопросы, связанные с тем, кто получит право запрашивать сведения, представляющие коммерческую тайну, кто будет санкционировать доступ к ним в случаях возбуждения уголовных дел. Пока единого мнения не выработано.
Возможно, что законопроект о коммерческой тайне рассмотрят на весенней сессии.
Федерация профсоюзов Беларуси увидела негативную сторону увеличения базовой величины
Увеличение базовой величины до 100 тыс. руб. с 1 апреля вызвало неоднозначную реакцию у Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). Об этом говорится в размещенном на сайте ФПБ сообщении.
«С одной стороны, это сделать было вполне логично, поскольку в нашей стране базовая величина применяется для определения размеров пособия по безработице и различных социальных выплат. С другой – ее повышение вызовет и некоторые негативные последствия», – сказано в сообщении.
Как отмечают в ФПБ, у 3-кратного повышения ставки базовой величины (с 35 тыс. руб. до 100 тыс. руб.) «много положительных моментов». «Вместе с ней автоматически вырастут, к примеру, размеры социальных выплат, предусмотренных коллективным договором (в связи с рождением ребенка, помощь многодетным семьям и др.). Пособия по безработице (с 0,7 до 2 базовых в зависимости от прежней занятости) и стипендии гражданам, направленным органами по труду и занятости на профподготовку и повышение квалификации (от 1,05 до 3 базовых в зависимости от прежнего заработка)», – подчеркивается в сообщении. Также среди других плюсов названо увеличение размеров возмещения расходов по найму жилья учащимся и студентам (в Минске со 105 до 300 тыс. руб., в других населенных пунктах с 70 до 200 тыс.), а также размеров освобождаемых от подоходного налога доходов, полученных от профсоюзных организаций их членами.
«К числу «минусов» в первую очередь следует отнести рост стоимости арендной платы (также в 3 раза), что повлечет за собой подорожание товаров и услуг. Вырастут также размеры госпошлин. Так, например, плата за государственную регистрацию профсоюза в организации увеличится со 175 до 500 тыс. руб., за выдачу лицензии на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности – с 280 до 800 тыс. руб., за выдачу водительского удостоверения – с 17,5 до 50 тыс. руб. Дороже придется платить за обмен паспорта: вместо нынешних 17,5 тыс. – 50 тыс. руб. И это уже не говоря о повышении штрафов ГАИ и других», – говорится в сообщении.
Негативно на решение Правительства отреагировали и представители бизнес-сообщества.
В частности, 5 января Республиканская конфедерация предпринимательства и Минский столичный союз предпринимателей и работодателей направили на имя Премьер-министра Михаила Мясниковича письмо с просьбой пересмотреть решение о повышении базовой величины.
Как отмечено в письме, «решение было принято без достаточного экономического обоснования, без консультаций с деловым сообществом (ассоциациями, союзами), что противоречит подп. 9.4 п. 9 Директивы Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
О применении норм Указа от 15.09.2011 № 417
В связи с обращениями плательщиков и инспекций Министерства по налогам и сборам по вопросу применения норм Указа Президента от 15.09.2011 № 417 «О единовременной материальной помощи» (далее – Указ № 417) МНС письмом от 26.12.2011 № 2-2-9/2222 информирует о следующем.
Так, в соответствии с п. 6 Указа руководителям организаций, на работников которых не распространяется действие данного Указа № 417, рекомендовано выплатить единовременную материальную помощь работникам исходя из финансовых возможностей организаций. При этом размер материальной помощи не определен.
Пунктами 3 и 5 Указа № 417 установлено, что выплату единовременной материальной помощи необходимо осуществить в порядке, предусмотренном для выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий и пособий, а финансирование расходов на такую выплату осуществить за счет источников, из которых производится выплата заработной платы, денежного довольствия, пенсий, пособий.
Следовательно, единовременная материальная помощь, выплаченная работникам в соответствии с Указом № 417, учитывается при определении налогооблагаемой прибыли как расходы по заработной плате, предусмотренные законодательством, вне зависимости от ее размера и во всех случаях выплаты, а не только в сентябре, со ссылкой на Указ № 417.
При этом следует учитывать норму части второй п. 3 Указа № 417, согласно которой при наличии права на выплату единовременной материальной помощи в соответствии с Указом № 417 по нескольким основаниям помощь выплачивается по одному из оснований.