Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

КАДРОВЫЕ НОВОСТИ

Что надо знать об аттестации

3 июня вступил в силу важный и полезный для кадровых служб документ – постановление Совета Министров РБ от 25.05.2010 № 784, которым утверждено Типовое положение об аттестации руководителей и специалистов организаций. Оно послужит основой для аттестации всех работников организаций (независимо от формы собственности). Исключение составляют государственные служащие, а также иные лица, порядок проведения аттестации которых установлен иными актами законодательства.

Данным положением следует руководствоваться и при аттестации внешнеэкономических и маркетинговых служб организаций, подчиненных (входящих в состав) Минстройархитектуры, Минпрому, Минсвязи, Минсельхозпроду, Минтрансу, Минэнерго, концернов «Белбиофарм», «Белгоспищепром», «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», облисполкомов и Мингорисполкома. Эта аттестация должна быть проведена до 1 августа 2010 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 26.02.2010 № 284.

Организационная работа по подготовке к аттестации – это, в первую очередь, задача кадровой службы организации, хотя без помощи руководителей структурных подразделений вам не обойтись. Если в вашей организации есть первичная профсоюзная организация, ее представителей тоже следует привлечь к такой работе.

Для проведения аттестации нужно: подготовить соответствующий приказ, составить списки работников, подлежащих аттестации, определить количество аттестационных комиссий и их составов, подготовить графики проведения аттестации, характеристики на работников, подлежащих аттестации, бланки аттестационных листов (форма бланка содержится в постановлении). Нелишним будет разъяснить работникам цели и порядок проведения аттестации.
Обращаем внимание на то, что приказ (распоряжение) о проведении аттестации должен быть доведен до сведения работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.

Когда ждать инспектора?

С 18 июня введены ограничения на проведение профсоюзами проверок субъектов хозяйствования.

Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» введен запрет на проведение профсоюзами плановых проверок в первые 2 года после создания (регистрации) проверяемого субъекта и установлены основания для проведения внеплановых проверок в этот период (в частности, расследование причин несчастных случаев на производстве, случаев возникновения профессиональных заболеваний, заявление проверяемого субъекта, информация первичной профсоюзной организации).

Профсоюзам предоставлено право осуществлять плановые проверки не чаще одного раза в 2 года с учетом координационных планов контрольной (надзорной) деятельности.

Дополнительно установлен запрет на проведение профсоюзами нескольких плановых проверок субъекта в течение одного календарного года, а также на проведение проверки по одному и тому же вопросу за один и тот же период. Ограничены сроки проведения проверки (3 рабочих дня, контрольной проверки – 1 рабочий день), а также проверяемый период (не более чем за 3 года, предшествующих началу проверки).

Введена ответственность представителей профсоюзов за нарушение установленного порядка назначения и проведения проверок, а также определен порядок обжалования их действий (бездействия).

Указ представляет особый интерес для кадровых служб, так как в поле зрения профсоюзов – «профильные» вопросы кадровиков: соблюдение законодательства о труде, об охране труда, о профсоюзах, а также выполнение коллективного договора (соглашения). Соблюдение законодательства о труде и о профсоюзах проверяют правовые инспекторы труда профсоюзов, имеющие высшее юридическое образование, соблюдение законодательства об охране труда – технические инспекторы труда с высшим техническим образованием, а выполнение коллективного договора (соглашения) – и те, и другие.

Обращаем внимание на то, что первичная профсоюзная организация не вправе осуществлять такие проверки. Она может только наблюдать и оценивать соблюдение трудовых и социально-экономических прав граждан в организации, где она создана, а также участвовать в работе коллегиальных органов, комиссий. Но «расслабляться» не стоит, так как результатом такой деятельности может стать внеплановая проверка профсоюзных инспекторов, получивших информацию от «первички».

Снижаем градусы

Минстройархитектуры разработало систему наркологического контроля для борьбы с пьянством на стройках. Как сообщил на пресс-конференции, посвященной наведению порядка на строительных объектах, начальник отдела охраны труда главного управления строительства министерства Александр Готовчик, все строительные организации теперь имеют приборы и материалы, позволяющие проводить тест на алкоголь.

«Они есть на каждом строительном объекте и хранятся у мастеров-прорабов, – пояснил А. Готовчик. – Обязательного теста перед выходом на работу или в конце рабочего дня мы не вводили. Все отдано на усмотрение прорабу: если он заметит, что у кого-то слишком блестят глаза, он может моментально проверить подозрение и отстранить нарушителя от работы. Эта система работает, мы будем ее поощрять и стараться всячески развивать дальше».

По словам А. Готовчика, предусмотрены меры, повышающие заинтересованность в выявлении пьющих работников. Так, в отношении руководителей, допустивших на своих объектах несчастные случаи, применяются санкции (в частности, временная отмена премиальных выплат, снижение коэффициента, влияющего на уровень заработной платы).

Кроме того, система предусматривает регулярные «антиалкогольные» рейды на строительные объекты, которые совершают сотрудники службы охраны труда, идеологические работники, кадровики и юристы Минстройархитектуры.

За 2009 г. в Минске было проведено 1 233 таких рейда, в ходе которых выявлено 1 200 нетрезвых строителей.

Административные процедуры

Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200 утвержден перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан. Для каждой процедуры Указом определены все необходимые документы и сведения, сроки, размер оплаты, а также срок действия справки или решения.

Кстати, одно из новшеств Указа – увеличение срока изготовления паспорта гражданина Беларуси в ускоренном порядке с 10 рабочих до 15 календарных дней и снижение платы за его изготовление с 20 000 руб. до 17 500 руб.

Кадровой службе, которая решает самые разнообразные задачи, возможно, придется обратиться к этому перечню. Однако надо учесть, что в него включены далеко не все административные процедуры. За рамками Указа остались отношения: связанные с выдачей по заявлениям граждан документов и (или) сведений, самостоятельно запрашиваемых государственными органами и иными организациями; указанные в пп. 1 и 3 ст. 2 Закона РБ от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (эти пункты содержат перечень отношений, в числе которых трудовые, договорные и др.); связанные с изъятием и предоставлением земельных участков; связанные с предоставлением социальных пособий, иных мер социальной поддержки населения в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, областных (Минского городского) исполкомов; в которые вступают граждане в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или с намерением осуществлять такую деятельность, а также связанные с осуществлением адвокатской, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма; возникающие в связи с выдачей (согласованием выдачи) лицензий (заключений, разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям неэкономического характера; связанные с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, их лишением (восстановлением), нострификацией (приравниванием) документов о присуждении ученых степеней и присвоением ученых званий, переаттестацией лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах.

Заглянем в бухгалтерию

Тарифные оклады руководителей сельхозорганизаций, входящих в систему Минсельхозпрода, зависят от выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в целом по организации и размера выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) на одного работника по данным годового отчета за предыдущий год. Правила расчета и тарифные коэффициенты (именно они рассчитываются исходя из выручки) содержит новая Инструкция, утвержденная постановлением Минсельхозпрода и Минтруда и соцзащиты РБ от 23.04.2010 № 26/56. Постановление вступило в силу с 27 мая 2010 г.

Расчет тарифных окладов – не совсем «кадровое» дело, но разобраться в этой системе будет полезно хотя бы для того, чтобы понять, почему изменились условия оплаты труда руководителя и он в очередной раз подписывает допсоглашение к контракту.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.