Планируется внесение изменений в Закон об охране труда в части полномочий руководителей
Полномочия руководителей и должностных лиц организаций Беларуси на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда будут расширены.
В целях реализации Директивы № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» планируется внести изменения в Закон об охране труда, предусмотрев наделение должностных лиц полномочиями на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда. Законопроект предлагает и другие изменения, дополнения с учетом практики применения действующего законодательства.
В настоящее время цель, задачи, основные виды контроля определены Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159. В целях сохранения преемственности и обеспечения эффективности контроля законопроект предлагает закрепить следующие виды контроля: ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный. Вместе с тем предусматривается закрепить норму, позволяющую в организациях непроизводственной сферы с учетом специфики деятельности устанавливать иную периодичность контроля, а также иные формы контроля в соответствии с системой управления охраной труда. Это позволит организациям самостоятельно выбирать виды контроля и периодичность их проведения, пояснили в министерстве.
Справочно: ознакомиться с законопроектом можно на официальном сайте Минтруда и соцзащиты. Предложения и замечания принимаются по 2 декабря на электронный адрес mlsp@mintrud.gov.by с пометкой «О подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда».
В ФПБ обсудили введение страхования при утрате заработка вследствие банкротства нанимателя
Федерация профсоюзов Беларуси настаивает на скорейшей реализации инициативы по внедрению страхования на случай утраты заработка вследствие банкротства нанимателя. Об этом шла речь на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам. Уже сегодня создана и активно работает межведомственная рабочая группа по проработке конкретных механизмов и параметров функционирования гарантийного фонда.
Предполагается, что система страхования рисков невыплаты зарплаты при банкротстве предприятия позволит удовлетворять требования работников к предприятиям-банкротам о выплате заработной платы за счет специальных целевых гарантийных фондов, финансируемых взносами всех предприятий. Подобные меры призваны обеспечить высокую социальную защищенность трудящихся. «Этот механизм позволит социально защитить людей, работавших на предприятиях, которые сейчас проходят процедуру банкротства и им не с чего выплачивать заработную плату (а такие случаи встречаются). И мы, как профсоюз, всегда выступаем за то, чтобы человек получил заработанные средства. Мы внесли предложение по созданию механизма компенсации, который должен обеспечить спокойное и своевременное вхождение предприятия в процедуру банкротства, а люди при любых ситуациях будут понимать, что они социально защищены и получат свою заработную плату», – отметил председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда.
Впервые инициатива по страхованию на случай банкротства была озвучена М.Ордой 22 декабря 2015 г. в ходе рабочей встречи с Президентом страны Александром Лукашенко.
По мнению ФПБ, для выплаты компенсаций необходимо создать специальный фонд. Сформированный при нем совет, предлагают в Федерации профсоюзов, будет рассматривать каждый случай, определять размер выплат и так далее. В совет фонда должны входить 3 стороны – Правительство, наниматели и профсоюзы, считают в ФПБ.
Заместитель директора Департамента по санации и банкротству Минэкономики Станислав Садовников также поддержал инициативу национального профцентра и отметил необходимость перенять мировой опыт работы в этом направлении. «Такие механизмы выплаты нужны, но мировая практика говорит нам о следующем: выплачивается не весь заработок, а задолженность за три месяца. И в этом случае вопрос состоит в том, где мобилизовать такие средства и как их распределить. Рабочая группа приступила к решению данного вопроса. Мы готовим определенные расчеты, которые позволят констатировать текущую ситуацию и дадут возможность максимально спрогнозировать ее развитие», – сказал он.
Минтруда и соцзащиты предложило ввести обязательный декретный отпуск для отцов
Планируется, что мужчины должны уходить в декрет как минимум на 20 дней. Этот вопрос прорабатывается в рамках госпрограммы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016–2020 годы».
Сегодня взять отпуск по уходу за ребенком до 3 лет имеют право как мать, так и отец. В полной семье мужчина может уйти в декрет, если его супруга работает по трудовому договору и не находится в отпуске, либо если она не может ухаживать за ребенком из-за болезни или инвалидности (I группа). Наниматель обязан отпустить мужчину в декрет и не может расторгнуть с ним трудовой договор в это время. Исключение составляют случаи ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Мужчина может прервать декретный отпуск и выйти на работу на условиях неполного рабочего времени с согласия нанимателя либо если такая гарантия предусмотрена коллективным договором.
По данным Минтруда и соцзащиты, в прошлом году лишь 1 % представителей сильного пола (примерно 3 000 человек) находились в декрете.
Порой отстаивать свое право на социальный отпуск по уходу за ребенком мужчинам приходится в суде. Так, гомельчанин провел в декретном отпуске вместо жены почти 3 года, а когда вернулся, наниматель уволил его за прогулы. Работник обратился за помощью к профсоюзным юристам. В итоге юристам удалось отстоять его права – мужчину восстановили в должности. Кроме того, суд взыскал с нанимателя денежную компенсацию.
Источникb: