Трудоустройству обязанных лиц быть!
На online-конференции «Вопросы занятости населения» 6 июня 2012 г. на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты начальник отдела программ содействия занятости управления политики занятости Минтруда и соцзащиты Коршикова Татьяна Александровна отметила следующее: реализация норм Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» показала, что профилактическая работа с семьями в случае своевременного вмешательства позволяет достаточно эффективно решать проблемы выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и создания условий, необходимых для жизни и воспитания детей, а также сдерживать рост социального сиротства.
Целенаправленная системная работа с родителями, уклоняющимися от исполнения родительских обязанностей, позволила обеспечить возмещение 66,4 % расходов, затраченных в 2011 г. государством на содержание детей на государственном обеспечении. К обязанным лицам, уклоняющимся от работы, принимаются меры по привлечению их к уголовной ответственности, они направляются в лечебно-трудовые профилактории. Есть множество фактов, когда родителям, имеющим постоянное место работы, возвращаются дети.
В Республике Беларусь активно развивается кадровая диагностика
По словам первого заместителя министра труда и соцзащиты Грушника Петра Петровича, в условиях структурных изменений национальной экономики и инновационного пути ее развития и отмечающейся объективной тенденции снижения трудовых ресурсов на первый план выдвигается новая задача: повышение эффективности их использования, обеспечение не только полной, но и эффективной занятости.
Многие проблемы рынка труда сегодня сосредоточены непосредственно на предприятиях: с одной стороны, наличие излишней численности, с другой – дефицит высококвалифицированных работников. Профессионально-квалификационный уровень работников не всегда соответствует новым требованиям.
Сохраняя низкую экономическую эффективность занятости на производстве, невозможно продвигаться в решении задач инновационного развития и модернизации экономики. Безусловно, модернизация потребует сокращения неэффективных рабочих мест, оптимизации численности работников.
При этом предстоит решить очень важную задачу: не допустить стихийного перераспределения рабочей силы в ходе структурной перестройки производства, обеспечить социальную защиту граждан, потерявших работу, и содействие им в трудоустройстве. Однако для этого мы должны быть вооружены полной информацией как о состоянии внутренних рынков предприятий, так и о сроках, конкретных предприятиях, где будет проводиться приватизация, модернизация, реализовываться инвестиционные проекты.
В целях содействия нанимателям в структурной перестройке экономики постановлением министерства одобрены разработанные НИИ труда Методические рекомендации по проведению кадровой диагностики организаций с целью выявления потенциально избыточной численности персонала. Разработана система мониторинга результатов кадровой диагностики организаций для прогнозирования возможного высвобождения работников. Методические рекомендации по проведению кадровой диагностики предназначены для оказания методической помощи организациям в определении потенциально избыточной численности персонала.
Алгоритм проведения кадровой диагностики включает следующие этапы: анализ основных экономических показателей организации, оценка потенциально избыточной численности персонала.
Новшества в законодательстве о занятости
В мае 2012 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь одобрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Проект закона направлен на совершенствование норм Закона «О занятости населения Республики Беларусь» с учетом практики его применения, предусматривает реализацию отдельных поручений Главы государства и Правительства по вопросам занятости населения, решения Конституционного Суда, а также корректировку его норм с учетом ранее принятого Закона «О внешней трудовой миграции» и Кодекса РБ об образовании.
Вносимые изменения касаются сужения перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых безработному может быть отказано в назначении пособия по безработице, а также из-за которых стипендия безработному назначается в минимальном размере.
В частности, граждане, уволенные по собственному желанию, но по уважительной причине, смогут реализовать право на получение стипендии в увеличенном размере и назначение пособия по безработице.
Кроме того, во исполнение поручений Президента, данных на VI съезде Федерации профсоюзов Беларуси, а также в целях повышения социальной поддержки безработных, потерявших работу, предусмотрено увеличение размеров стипендий. Для граждан, утративших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности при направлении их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональное обучение, предлагается установить стипендию в размере 8 базовых величин.
Для остальных категорий безработных предлагается сохранить дифференцированный размер стипендии в зависимости от причин потери работы (от 2 до 5 базовых величин).
В Закон о занятости вводится статья, определяющая обязанности безработных. Установление обязанностей безработных призвано закрепить систему взаимоответственности службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.).
Одновременно проектом уточняются обязанности нанимателей. Предлагается, чтобы наниматели письменно в течение 3 дней информировали органы по труду, занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего времени, а также образования свободных рабочих мест (вакансий), что позволит оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
С принятием проекта закона возможность пройти профессиональное обучение за счет средств, выделяемых на мероприятия по обеспечению занятости населения, получат женщины, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, с выплатой в период обучения стипендии. Законопроектом предлагается полностью или частично производить оплату расходов нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение своих работников, находящихся под угрозой увольнения.
Одновременно определяются и категории работников, находящихся под угрозой увольнения.
Помимо этого, проектом закона урегулированы пробелы, выявленные в практике применения Закона о занятости.
Для поощрения занесенных на Республиканскую доску Почета организаций из бюджета будет выделено 320 млн. руб.
Для премирования организаций, ставших победителями соревнования за достижение в 2011 г. наилучших результатов в выполнении основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития и по экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов, будет выделено из бюджета 320 млн. руб. Такое решение утверждено постановлением Совета Министров от 31.05.2012 № 502.