Трудовые резервы
На 1 января 2011 г. в структуре безработных удельный вес уволенных по собственному желанию составлял 12 %, уволенных по соглашению сторон – 22,2 %.
Всего на учете по безработице в органах по труду, занятости и соцзащите Беларуси состояло 33,1 тыс. человек, 17,5 % из которых – длительно (более года) неработающие граждане и 5,2 % – уволенные за нарушение трудовой дисциплины. Инвалиды составляли 3,2 %, вернувшиеся из МЛС или завершившие лечение в ЛТП – 1,8 %.
Среди безработных было 2,6 % выпускников школ, 2,2 % выпускников ПТУ, ссузов и вузов (к категории выпускников относятся молодые люди, которые в течение года с момента получения диплома об образовании не трудоустроены), 3,7 % прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости, 0,5 % ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, 0,4 % уволенных со срочной службы.
Новые квалификационные требования для медработников
С 28 января 2011 г. изменилась номенклатура должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием (приложение к постановлению Минздрава РБ от 08.06.2009 № 61).
В частности, пересмотрены квалификационные требования в отношении врачей-стоматологов (в т.ч. детских, ортодонтов, ортопедов, терапевтов, хирургов), заведующих (начальников) структурными подразделениями организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в систему органов внутренних дел, помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи.
Кроме того, установлены квалификационные требования для врача-психолога и заведующего или заместителя заведующего больницей сестринского ухода.
Изменения, внесенные постановлением Минздрава РБ от 15.12.2010 № 167 в постановление № 61, позволят в какой-то степени решить проблему кадров, так как расширяют диапазон квалификационных требований, предъявляемых к специалистам и руководителям.
Оплата труда в государственных организациях
С 1 февраля 2011 г. тарифные оклады работников аппарата государственных организаций исчисляются с учетом новых требований, определенных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.12.2010 № 176. Новшества потребуют оперативных действий кадровых служб по внесению изменений и дополнений в трудовые договоры (контракты).
Обратите внимания на следующие новшества:
– к 1-й группе оплаты труда теперь относятся госорганизации со списочной численностью работников организаций, входящих в их состав, свыше 10 тыс. человек, ко 2-й – свыше 5 до 10 тыс. человек включительно, к 3-й – до 5 тыс. человек включительно;
– тарифные оклады работников аппарата, включая руководителя и его заместителей, повышаются при заключении контракта, его изменении либо заключении нового контракта не более чем на 50 % включительно;
– вместо корректировочных коэффициентов руководитель госорганизации может устанавливать работникам аппарата, исключая его заместителей, повышения тарифных окладов до 50 % включительно в зависимости от наличия квалификационной категории, участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, внедрения новейших технологий, внесенного вклада в эффективность работы организации. Порядок, размеры и условия установления данных повышений должны быть предусмотрены в локальном нормативном правовом акте и (или) трудовом договоре (контракте);
– единовременные выплаты работникам аппарата, включая руководителей и их заместителей, могут выплачиваться по основаниям, регламентированным локальными нормативными правовыми актами. При этом общая сумма единовременных выплат работнику аппарата, включая руководителя и его заместителей, не может превышать 2 его должностных окладов за календарный год;
– установлены тарифные разряды и коэффициенты главным инженерам в качестве первого заместителя руководителя и заместителям главного инженера (при наличии главного инженера в качестве первого заместителя руководителя).
Определены руководящие должности
Какие должности в организациях здравоохранения и обособленных подразделениях являются руководящими? Ответ на этот вопрос дает постановление Минздрава РБ от 22.12.2010 № 175 «О требованиях к занятию должностей руководителей, врачей-специалистов, провизоров-специалистов».
К должностям руководителей отнесены должности:
– руководителей организаций здравоохранения (главный врач (директор, заведующий, начальник, председатель), заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника, председателя));
– руководителей обособленных подразделений (больниц, поликлиник, родильных домов, станций скорой (неотложной) медицинской помощи, станций переливания крови и др.) организаций здравоохранения, воинских частей, подразделений, входящих в систему органов внутренних дел (заведующий (начальник), заместитель заведующего (начальника));
– руководителей аптечных организаций и организаций медицинской техники (генеральный директор (директор, начальник, заведующий), заместитель генерального директора (директора, начальника, заведующего)).
Должность руководителя предполагает особые подходы при оплате труда, что должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах).
Этим же постановлением установлено еще одно требование, о котором нужно помнить специалистам кадровых служб. При переходе врача-специалиста на должности из одного профиля в другой является обязательным наличие сертификата о прохождении интернатуры и (или) свидетельства о подготовке в клинической ординатуре, и (или) диплома магистра, и (или) диплома о переподготовке на уровне высшего образования по специальности, соответствующей новой должности.
Сельхозорганизациям уменьшен размер страховых взносов на работников
С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, размер обязательных страховых взносов на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) снижен до 22 %.
Указ Президента РБ от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций» принят в целях создания условий для развития сельского хозяйства и привлечения инвестиций.
Сокрушительные результаты проверок
В целом за прошлый год Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты совместно с другими контрольными (надзорными) органами провел 8,6 тыс. проверок, из которых 4,3 тыс. – внеплановых. По результатам проверок выдано 7 тыс. предписаний на устранение свыше 89 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда.
Из-за нарушений требований охраны труда приостанавливалась или запрещалась работа 259 цехов и 4,2 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников. За нарушения законодательства о труде к административной ответственности в виде штрафа привлечено 3 725 должностных лиц и 3 249 нанимателей, к дисциплинарной ответственности – 4 405 должностных лиц (из них 275 уволены). Отстранено от работы 8 076 работников.