Приведенная в статье ситуация не придумана автором, а произошла на практике, и такие случаи не единичны.
Данная публикация поможет нанимателям и специалистам по кадрам предупредить возможные конфликтные ситуации с кандидатами при приеме на работу.
Ситуация
Организация разместила несколько объявлений об имеющихся вакансиях по професcии «водитель-международник». По одному из объявлений пришел кандидат на данную вакансию. Из документов он имел паспорт и водительское удостоверение категории «В», не дающее право на управление грузовыми автомобилями. Работник отдела кадров потребовала представить иные документы, перечисленные в ст. 26 ТК, но кандидат ответил, что других документов у него нет и ничего больше предъявлять он не будет. Специалист по кадрам объяснила, что трудовое законодательство запрещает принимать на работу без документов, указанных в ст. 26 ТК. Тогда кандидат потребовал книгу замечаний и предложений, для того чтобы внести запись о необоснованном отказе в приеме на работу. Сотрудница попросила кандидата подождать, а сама направилась к руководству, чтобы сообщить о конфликтной ситуации. Кандидат, не дожидаясь специалиста по кадрам, покинул отдел и вернулся в организацию с милиционером, в присутствии которого еще раз потребовал книгу замечаний и предложений и внес в нее запись о необоснованном отказе в приеме на работу.
Объяснение столь неоднозначному поведению кандидата можно найти, если внимательно изучить Декрет Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее – Декрет № 3).
Декрет № 3 принят в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с частью третьей ст. 101 Конституции Республики Беларусь.
Декрет № 3 устанавливает, что граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов (далее – сбор) в размере не менее 20 базовых величин (далее – БВ).
Кроме того, Декретом № 3 определена ответственность за неуплату или неполную уплату в виде наложения штрафа в размере от 2 до 4 БВ или административный арест (п. 14 Декрета № 3).
Образец письма о мотивах отказа в приеме на работу смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 30 журнала.
Мотивы отказа в приеме на работу должны излагаться в письменном виде
По требованию лица (законодательством не определена форма выражения такого требования, полагаем, что она может быть как письменной, так и устной), которому отказано в приеме на работу, наниматель обязан сообщить причину отказа в письменной форме (часть вторая ст. 16 ТК). На практике, как правило, отказ в приеме на работу делается в устной форме.
Именно для получения письменного отказа и нужна книга замечаний и предложений. Если замечание (жалоба) внесено в книгу, то в соответствии со ст. 24 Закона об обращениях граждан заявителю должен быть дан письменный ответ. Письменный ответ необходимо оформлять на фирменном бланке организации, который подписывают руководитель организации, индивидуальный предприниматель или уполномоченное должностное лицо (п. 2 ст. 18 Закона об обращениях граждан).
Справочно:
книга замечаний и предложений – документ единого образца, предназначенный для внесения замечаний (заявлений и жалоб) (далее, если не определено иное, – замечания) и (или) предложений о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Срок ответа на письменное обращение:
– письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней;
– обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее 1 месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (п. 3 ст. 17 Закона об обращениях граждан).
Сведения о результатах рассмотрения замечаний и (или) предложений, а также отметку о направленном заявителю ответе организация, индивидуальный предприниматель вносят в книгу замечаний и предложений.
Копия ответа заявителю хранится вместе с книгой замечаний и предложений (п. 4 ст. 24 Закона об обращениях граждан).
Получив 3 официальных отказа в приеме на работу (оформленных на фирменном бланке организации и подписанных руководителем организации), кандидат постарается доказать, что у него есть уважительные причины, по которым он не смог трудоустроиться, а в качестве доказательства предъявит в налоговый орган вышеуказанные отказы, которые якобы доказывают его стремление трудоустроиться.
Почему отказов должно быть не менее трех?
В данном случае применяется понятие «система» (т.е. 2 и более). Судебная практика по трудовым спорам идет по пути признания си-стематического неисполнения обязанностей как повторного нарушения трудовой дисциплины (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда № 2).
Насколько удачна приведенная схема, покажет практика.
По мнению автора, данная схема не сможет освободить неработающего гражданина от уплаты сбора, но, вероятно, поможет если не избежать, то хотя бы отсрочить административное наказание.
Книгу предъявляем по первому требованию
В изложенной выше ситуации работник кадровой службы совершил ошибку, а именно не предоставил книгу замечаний и предложений по требованию заявителя, что привело к вмешательству представителя правоохранительных органов.
Иногда организации отказываются предъявлять книгу по причине того, что все страницы книги заполнены и вносить еще одну запись некуда.
Однако тот факт, что все страницы книги замечаний и предложений, предназначенные для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении, заполнены и нет возможности внести в нее записи, не является основанием для отказа предъявить книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя.
Справочно: организация, индивидуальный предприниматель обязаны предъявлять книгу замечаний и предложений по первому требованию заявителя (п. 2 ст. 24 Закона об обращениях граждан).
Непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина является нарушением законодательства о книге замечаний и предложений, а за это ст. 9.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. Соответственно, если заявителю откажут в представлении книги замечаний и предложений, он по своему усмотрению может:
1) сообщить об отказе в органы внутренних дел, соответствующий сельский, поселковый, районный, городской или областной исполнительный комитет, администрацию соответствующего района в городе; органы Комитета госконтроля Республики Беларусь либо в налоговые органы, так как в указанном случае должностные лица данных органов являются лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.24 КоАП (пп. 1, 2, 16, 26 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). При этом сотрудники органов внутренних дел обязаны принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения об административных правонарушениях и незамедлительно реагировать на них (абз. 7 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»);
2) обжаловать отказ в предоставлении книги замечаний и предложений в вышестоящую организацию. После обжалования в вышестоящую организацию отказ в представлении книги замечаний и предложений, равно как и обжалование в случае отсутствия вышестоящей организации, может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством (п. 3 ст. 24 Закона об обращениях граждан).
Если все страницы книги, предназначенные для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении, заполнены, необходимо обратить внимание на дату последней записи в книге замечаний и предложений.
Книга ведется до полного заполнения всех страниц, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении, после чего организации и индивидуальные предприниматели обязаны в течение 5 календарных дней обратиться в налоговый орган за получением новой книги в порядке, установленном Положением (п. 15 Положения). Новую книгу выдает должностное лицо налогового органа по месту постановки на учет организации, индивидуального предпринимателя при предъявлении использованной книги в день представления необходимых документов (заявления о выдаче книги с обоснованием количества экземпляров книги и приложением документа, подтверждающего внесение оплаты стоимости книги) (пп. 8, 9 Положения).
Если последняя запись в книге была сделана более чем 5 календарных дней назад и организация не обратилась в этот срок в налоговый орган за получением новой книги, имеет место нарушение порядка ведения книги замечаний и предложений в организации. Ответственность руководителя организации либо уполномоченного лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений, за данное нарушение также предусмотрена ст. 9.24 КоАП.
Поэтому должностным лицам организации необходимо помнить, что предъявлять книгу замечаний и предложений следует по первому требованию заявителя.
Что касается ситуации, приведенной в статье, то необходимо было пригласить в отдел кадров еще 2 работников организации и составить акт об отказе кандидата в представлении документов, необходимых для оформления приема на работу.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (Закон об обращениях граждан).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (постановление Пленума Верховного Суда № 2).
Положение о порядке выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Положение).