За соблюдением трудового законодательства следит государственная инспекция труда. Довольно часто инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляют нарушения. Но, как показывает практика, некоторые наниматели не соглашаются с претензиями контролеров и оспаривают акты и предписания. Куда жаловаться и как, в какие сроки нужно уложиться нанимателю при оспаривании решения контролеров? На эти и другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.
Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее – ДГИТ, Департамент) и его территориальные подразделения осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510).
Документ: Инструкция об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утвержденная приказом директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 25 (далее – Инструкция).
Документ: Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (далее – Положение о Департаменте).
Все проверки, проводимые структурными подразделениями ДГИТ, подразделяются на плановые и внеплановые.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде, составляется акт проверки.
Акт проверки составляется не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки в случае, если проверяющих было несколько) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. При этом дата подписания акта проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта проверки (п. 60 Инструкции).
При проведении совместной проверки ее результаты оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте проверки. Если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, 1 экземпляр акта проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.
Какие требования предъявляются к содержанию акта проверки
В акте проверки государственный инспектор труда отражает все выявленные в ходе проверки нарушения. При этом в обязанности инспектора входит отразить, какой именно пункт конкретного нормативного правового акта нарушен проверяемым субъектом. В акт проверки включаются все допущенные проверяемым субъектом нарушения трудового законодательства, в т.ч. устраненные в ходе проведения проверки.
ЭТО ВАЖНО! Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.
В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.
В акте проверки не допускаются неоговоренные исправления (п. 63 Инструкции). В случаях, когда в акте проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт проверки, в такой акт вносятся изменения и (или) дополнения.
Акт проверки в течение 2 рабочих дней со дня его подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.
ЭТО ВАЖНО! Если проверяемая организация в лице своих представителей не согласна с изложенными в акте проверки нарушениями, то при подписании акта перед подписью в обязательном порядке необходимо указать о наличии возражений по акту.
Справочно: проверяемый субъект также вправе заявить возражения по составленной по результатам проверки справке (справка составляется в случае, если нарушения законодательства о труде в ходе проверки не выявлены).
Кому жаловаться
Проверяемый субъект вправе обжаловать решения проверяющего (руководителя проверки) по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права.
Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы у начальника межрайонного отдела (лица, исполняющего его обязанности), начальника областного, Минского городского управления Департамента (лица, исполняющего его обязанности), директора Департамента (лица, исполняющего его обязанности), которому проверяющие непосредственно подчинены.
Документ: Положение о порядке организации и проведения проверок утверждено Указом № 510 (далее – Положение).
Документ: Положение о порядке проведения мониторинга утверждено Указом № 510 (далее – Положение о мониторинге).
Как жаловаться
При наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект должен не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представить в письменном виде возражения по содержанию акта проверки в структурное подразделение Департамента, проводившее проверку.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучает проверяющий (руководитель проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение по установленной форме, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 68 Инструкции).
При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, проверяющий (руководитель проверки) не позднее 2 рабочих дней со дня поступления возражений проверяемого субъекта по акту проверки обращается к начальнику областного, Минского городского управления Департамента за разрешением о проведении дополнительной проверки. Начальник областного, Минского городского управления Департамента в течение 3 рабочих дней принимает решение о назначении дополнительной проверки и выдает предписание на ее проведение либо информирует проверяющего (руководителя проверки) об отказе в назначении дополнительной проверки (п. 69 Инструкции).
Справочно: срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней. При проведении дополнительной проверки изучается исключительно правомерность аргументов, изложенных в возражении проверяемого субъекта.
Если проводилась дополнительная проверка, письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Какое решение может быть принято
По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки требование (предписание) об устранении нарушений должностное лицо Департамента вправе:
– оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу – без удовлетворения;
– отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;
– отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;
– внести изменения в решение, требование (предписание).
По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо Департамента вправе:
– удовлетворить жалобу;
– оставить жалобу без удовлетворения.
Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись.
Когда проверка может быть признана незаконной
Основания для признания проверки незаконной (п. 113 Инструкции):
– невнесение должностным лицом Департамента записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги);
– нарушение должностным лицом Департамента установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение).
Решение о признании проверки незаконной принимает директор Департамента (лицо, исполняющее его обязанности), начальник областного, Минского городского управления Департамента (лицо, исполняющее его обязанности), в т.ч. по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.
Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение 10 дней со дня начала проверки и рассматривается должностным лицом Департамента, в срок не позднее 10 дней со дня его получения (часть первая п. 113 Инструкции).
Справочно: пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. При пропуске срока подачи жалобы по уважительной причине этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен.
Алексей Штейнер, юрист, специалист
по трудовому законодательству
Светлана Рвачева, юрисконсульт первой
категории государственного предприятия «Белаэронавигация»