Составление и утверждение правил внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР) – обязанность нанимателя независимо от формы собственности, численности сотрудников и вида деятельности организации. Как показывает практика, достаточно часто по тем или иным причинам у нанимателей возникает необходимость внести изменения в уже действующие ПВТР. О том, как это сделать правильно, расскажем в статье.
Одна из обязанностей нанимателя при приеме на работу – ознакомить работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (п. 3 части первой ст. 54 ТК).
От того, насколько четко регламентированы ПВТР организации, во многом зависят трудовая и исполнительская дисциплина, микроклимат в коллективе, а также возможность возникновения трудовых споров.
В процессе работы организации ввиду экономических, организационных, технологических причин часто возникает необходимость внесения изменений в ПВТР.
Однако в данной ситуации учтите, что внесенные в ПВТР изменения могут обернуться для работников организации изменением существенных условий труда.
Напомним, что наниматель вправе изменять существенные условия труда работников только в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами (часть первая ст. 32 ТК).
Рассмотрим примерный алгоритм внесения изменений и дополнений в ПВТР.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Справочно:
изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых ТК (часть вторая ст. 32 ТК).
Шаг 1. Определите должностных лиц, ответственных за подготовку изменений в ПВТР.
В состав рабочей группы по разработке изменений в ПВТР необходимо привлечь сотрудника отдела кадров, юридической службы, бухгалтерии, начальников отделов, других структурных подразделений (при необходимости).
После определения круга таких лиц издайте соответствующий приказ.
В приказе следует указать должностное лицо, ответственное за подготовку проекта изменений, а также срок подготовки проекта.
Справочно:
локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (часть вторая ст. 7 и часть вторая ст. 194 ТК).
Шаг 2. Согласуйте проект изменений в ПВТР с руководителями структурных подразделений.
Проект изменений в ПВТР согласовывается участниками рабочей группы: должностные лица, принимавшие участие в разработке проекта, подписывают его, указав должность и дату.
Таким же образом проект изменений согласовывается с начальниками структурных подразделений, в отношении которых будут действовать планируемые изменения.
На этой стадии юридической службе необходимо проверить, чтобы проект изменений в ПВТР не ухудшал положение работников по сравнению с законодательством о труде.
Справочно:
ПВТР устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утверждаемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом (ст. 195 ТК).
Документ:
Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные постановлением Минтруда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 (далее – Типовые ПВТР).
Справочно:
об изменении существенных условий труда наниматель обязан предупредить работника письменно не позднее чем за 7 календарных дней (подп. 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).
Шаг 3. Согласуйте предполагаемые изменения с профсоюзом (при наличии в организации).
Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов (ст. 195 ТК).
Проект изменений в ПВТР следует согласовать с профсоюзом при его наличии в организации.
При этом необходимо учитывать, что по результатам рассмотрения изменений профсоюз может внести свои правки в проект. В таком случае понадобится дополнительное согласование новых изменений всеми участниками рабочей группы.
Шаг 4. Оформите и утвердите новую редакцию ПВТР.
Необходимо внести согласованные изменения и дополнения в ПВТР. О внесении изменений и утверждении новой редакции ПВТР следует издать приказ.
Утвержденные ПВТР обязательны как для работников, так и для нанимателей (п. 6 Типовых ПВТР).
Новая редакция ПВТР должна быть утверждена нанимателем.
ПВТР утверждается руководителем организации путем проставления в правом верхнем углу на первой странице после слова «УТВЕЖДАЮ» подписи, должности руководителя, его фамилии, имени, отчества, даты.
Шаг 5. Ознакомьте работников организации с новой редакцией ПВТР.
С новыми ПВТР необходимо ознакомить работников. Для этого лучше всего подходит лист ознакомления, который будет являться приложением к ПВТР. В листе ознакомления указываются фамилия, имя, отчество, должность (профессия) работника, дата ознакомления и подпись (обязательно).
Изменение режима рабочего времени будет являться изменением существенных условий труда.
Такие изменения в отношении работника производятся в порядке, установленном ст. 32 ТК.
В письменном предупреждении об изменении существенных условий труда в обязательном порядке указывается, что в случае несогласия работника с изменениями, предложенными нанимателем, он будет уволен по п. 5 части второй ст. 35 ТК.
Алексей Штейнер, юрист, специалист по трудовому законодательству