Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Как применяется п. 9 Декрета к случаям увольнения работника по дискредитирующим обстоятельствам до вступления в силу Декрета и после вступления?

Государственный служащий в 2015 г. освобожден от занимаемой должности за совершение в сентябре 2014 г. проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, на основании подп. 1.9 п. 1 ст. 40 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Указанное основание расторжения контракта отнесено к дискредитирующим обстоятельствам увольнения (подп. 6.19 п. 6 Декрета).

У этого лица при рассмотрении вопроса о трудоустройстве в организацию частной формы собственности на руководящую должность возник вопрос о необходимости согласования назначения в соответствии с Положением о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2015 № 68 (далее – Положение № 68), поскольку, по мнению гражданина, положения п. 9 Декрета не могут распространяться на проступки, совершенные до его вступления в силу.

Как применяется п. 9 Декрета к случаям увольнения работника по дискредитирующим обстоятельства до вступления в силу Декрета (1 января 2015 г.) и после вступления его в силу, но за проступок, совершенный до 1 января 2015 г.?

Назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение 5 лет после такого увольнения, кроме предусмотренных в п. 8 Декрета, осуществляется при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение, в порядке, предусмотренном Советом Министров Республики Беларусь (п. 9 Декрета).

Под руководящей должностью понимается должность руководителя либо заместителя руководителя организации, иного работника, осуществляющего организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, ее структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности.

Декрет вступил в силу с 1 января 2015 г.  (п. 16 Декрета). Следовательно, нормы права, закрепленные в п. 9 Декрета и устанавливающие порядок назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, также применяются с 1 января 2015 г. Кроме того, Декрет не содержит специальной нормы по вступлению в силу п. 9.

В связи с этим к работникам, которые после 1 января 2015 г. претендуют на занятие руководящей должности в организациях государственной и частной форм собственности, предъявляются повышенные требования в части оснований увольнения в течение 5 лет, предшествующих назначению на руководящую должность.

Таким образом, п. 9 Декрета введен особый порядок назначения на руководящую должность лиц, уволенных за виновные действия, отнесенные Декретом к дискредитирующим обстоятельствам, в т.ч. уволенных до вступления его в силу.

На основании изложенного согласование указанной категории лиц на руководящие должности в организации независимо от формы собственности является обязательным условием назначения на руководящую должность лица, ранее уволенного по дискредитирующим обстоятельствам. По истечении 5 лет с даты увольнения по дискредитирующим обстоятельствам согласование назначения такого лица на руководящую должность не требуется.

Мария Ковалевич, юрист

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Читайте статьи по теме: Личные дела. Документы, прекращение ведения, хранение и другие вопросы.