Индивидуальные трудовые споры по вопросам применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения рассматриваются (ст. 233 ТК):
– комиссиями по трудовым спорам (КТС);
– судами.
В данной статье мы расскажем о досудебном рассмотрении трудовых споров КТС.
Урегулировать конфликт можно и без суда. Такую функцию примирителя может выполнять КТС. Она формируется по принципу «50/50»: равное число участников профсоюза (от работников) и нанимателя. КТС может быть создана не только в организации, но и в ее подразделениях.
Если в организации одновременно действуют несколько первичных профсоюзных организаций, например первичная профсоюзная организация отраслевого профсоюза и свободного профсоюза, то в данном случае необходимо создать 2 комиссии, каждая из которых будет рассматривать споры работников своего профсоюза.
Законодательством определено, что КТС – обязательный первичный орган по рассмотрению трудовых споров. В компетенцию КТС входит рассмотрение споров, например, о переводе на другую работу, перемещении, оплате труда, возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника, и др. (ст. 236 ТК).
При этом следует иметь в виду, что есть споры, которые относятся к непосредственной компетенции суда и не требуют рассмотрения этого спора первичным органом. Это, например, споры о восстановлении на работе, об отказе в приеме на работу лицам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого нанимателя (ст. 241 ТК).
ЭТО ВАЖНО! В КТС может обратиться работник, вне зависимости от того, является он членом соответствующего профсоюза или нет. Кроме того, в КТС может обратиться и бывший (уволенный) работник.
Справочно: если КТС не создана или не рассмотрела заявления членов профсоюза в установленный 10-дневный срок, а также если работник не согласен с удержанием, произведенным нанимателем в возмещение ущерба или с его размером после соблюдения порядка внесудебного рассмотрения (т.е. с решением КТС), он вправе обратиться в суд (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей», в редакции от 22.12.2005).
Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Для чего нужно Положение о КТС
Детально порядок работы КТС не прописан. ТК содержит лишь общую норму о том, что порядок ведения делопроизводства КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре.
После создания КТС примите локальный нормативный правовой акт (ЛНПА), например Положение о КТС.
Цель ЛНПА:
– преодолеть законодательные пробелы и детально урегулировать порядок работы КТС в организации (положения акта не должны расширять полномочия КТС по сравнению с указанными в ТК);
– избежать возможные судебные жалобы на решение КТС, вызванные недоверием работников.
Укажите в Положении о КТС:
– срок, на который создается КТС;
– полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии;
– виды споров, подлежащие рассмотрению в КТС;
– последствия подачи в КТС заявления, которое не относится к ее компетенции (КТС вправе отказать в удовлетворении такого заявления, но не принимать его нельзя, ТК такой возможности не предусматривает);
– требования к содержанию заявления работника в КТС (можно воспользоваться аналогией с исковым заявлением);
– порядок хранения печати и ведения журнала регистрации заявлений, оповещения о заседании, ведения протокола и др.;
– уважительные причины пропуска срока на обращение в КТС, при наличии которых он может быть восстановлен;
– порядок замены выбывших или отсутствующих членов КТС (когда работники – члены КТС не смогут принять участие в заседании комиссии, например, из-за отпуска, служебной командировки, увольнения).
Особое внимание уделите нормам ЛНПА, в которых будет прописан порядок принятия решения КТС. Регламентируйте, как будут проходить тайное голосование и подсчет голосов простого большинства членов комиссии. Кроме того, укажите порядок составления мотивированного решения КТС.
Как КТС рассматривает споры
КТС обязана рассмотреть трудовой спор в течение 10 дней с момента поступления. Заявление работника, поступившее в КТС, обязательно регистрируется.
Без работника спор рассмотреть нельзя, за исключением письменного заявления работника на рассмотрения спора в его отсутствие. Если работник несколько раз не является на заседание, КТС выносит решение о снятии данного заявления с рассмотрения. При этом работник не лишается права подать заявление вновь (ст. 235 ТК).
На заседание КТС могут вызываться свидетели, специалисты, представители профсоюзов, а наниматель обязан представлять необходимые расчеты и документы.
Решение КТС имеет обязательную силу и не утверждается дополнительно ни нанимателем, ни профсоюзом.
Решение исполняет наниматель максимально в течение 13 дней: не позднее чем в 3-дневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование (кроме решений о немедленном исполнении)
Если наниматель не исполняет решение КТС, она выдает работнику удостоверение – исполнительный документ (ст. 10 Закона).
Документ: Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).
Может ли КТС взыскать моральный вред?
КТС не вправе взыскивать моральный вред.
Законодательством о труде определен перечень вопросов, которые входят в непосредственную компетенцию суда, в т.ч. и взыскание морального вреда (ст. 241 ТК).
Почему споры решать дешевле в КТС?
Рассматривать споры в КТС дешевле, чем в судах:
1) исключаются обычные расходы, которые сопровождают иск работника в суд: госпошлина, выплаты представителю и др.;
2) отменяются служебные командировки юристов и иных сотрудников в другую местность из-за того, что работник подал иск в суд по месту жительства. КТС рассмотрит спор по месту работы;
3) короткие сроки – заявления работников рассматривается в 10-дневный срок;
4) в деятельность КТС не вмешиваются госорганы (прокуратура).
К тому же деятельность КТС в организации имеет ряд специфических преимуществ:
– ее создают из работников организации на паритетных началах. Стороны направляют в КТС равное число своих представителей;
– законодательство не предъявляет требований к членам КТС. Опыт, знания в области права или авторитет для них не важны;
– члены КТС не несут ответственности за свою деятельность. Вместе с тем вступившее в законную силу решение КТС обеспечено возможностью государственного принуждения;
– удостоверение КТС – исполнительный документ.
Анна Шинкевич, юрист